Священномученик Иаков Шестаков

Яков Васильевич Шестаков (Камасинский) (1858 – 1918).Священнослужитель, миссионер, краевед, публицист, писатель, этнограф, издатель, общественный деятель. И это все об одном человеке – Я.В. Шестакове. Он родился в с. Камасино Пермского уезда. В 1879 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем Закона Божьего в с. Редикор Чердынского уезда, затем, в той же должности, в с. Юксеево Соликамского уезда. С 1889 года служил при Успенском храме в Чердыни, затем переведен благочинным 3-го округа в Соликамский уезд.В 1905 году Я.В. Шестаков учредил книгоиздательство «Кама», в котором выпускались книги духовного и светского содержания. Свою литературную деятельность начал с переводов на коми-пермяцкий язык религиозной литературы. Затем у него вышки работы по церковной истории. Вскоре на страницах периодических изданий стали появляться небольшие очерки, рассказы об обычаях, жизни простых людей Верхнекамья. Написал Я.В. Шестаков несколько работ по истории края.Соликамск посещал неоднократно. Здесь он был в хороших отношениях с протоиереем Богоявленской церкви В. Боголюбовым. По миссионерским делам бывал в духовном правлении, монастыре. Поддерживал деловые отношения с советом Соликамского педагогического музея, особенно с тех пор, как при нем открылся краеведческий отдел. По просьбе этого отдела им был написан исторический путеводитель по г. Соликамску.В период красного террора он был арестован в г. Соликамске вместе со священником В. Боголюбовым. Но за отца Василия вступились красноармейцы из д. Тверитиновой, входящей в приход Богоявленской церкви. А Я.В. Шестаков был увезен и расстрелян, предположительно у д. Хохловка под Пермью.

Г.А. Бординских, Е.И. Бакланова.

Соликамск литературный. – Соликамск. – Дизайн-струдия В. Бадалова. – 2006. – С. 50.

 

Просвятительская деятельность священника Иакова (И.В. Шестакова)

 

Иаков Васильевич Шестаков родился 28 апреля 1858 года. В селе Камасине Пермской губернии в семье священнослужителя. В десять лет он поступил в подготовительный класс Пермского духовного училища, которое окончил в 1873 г. Затем последовала учеба в духовной семинарии.

После окончании семинарии в 1879 г. И.В. Шестаков подает заявление в Чердынскую земскую управу и в результате был назначен законоучителем в Редикорском земском училище. Через два года (1881 г.) он переводится в Юксеевское инородческое пермяцкое училище. Здесь у него появилась идея открыть коми-пермяцкий монастырь.

За помощью в 1887 г. И.В. Шестаков отправляется в самый крупный на Урале Верхотурский Николаевский монастырь и находился там в качестве послушника, осуществляя паломнические поездки в Киев, Казань и на Афон. Вскоре он женится на коми-пермячке Александре Матвеевне Вилесовой. В деревне Токовой И.В. Шестаков создает странноприимный дом. Затем работает в Хохловке и лишь в 1889 г. переводится в Чердынь священником Успенского храма. Здесь он продолжает свою просветительскую деятельность, открыв библиотеку-читальню.

Одновременно он состоял членом-секретарем уездного отделения училищного совета. За исполнения поручений епископа Владимира по судебным делам получил в награду набедренник и назначение на доложность благочинного 3-го округа Соликамского уезда. В должности благочинного И.В. Шестаков семь лет служил в свято-Николаевском храме тогда еще села Кудымкар.

В своих работах И.В. Шестаков с сожалением отмечает, что на 125 тысяч коми-пермяков Чердынского и Соликамского уездов Пермской губернии два – три коми-пермяка среди священников и диаконов, преподающих Закон Божий в школах, а русских учителей, знающих коми-пермяцкий язык, так же около трех. Он считал, что это недопустимо, и необходимо преподавать Закон Божий на коми-пермяцком языке. Изучив язык, И.В. Шестаков начинает издавать на нем религиозную литературу: «Литургию Иоанна Златоуста», «Закон Божий», а также «Пермяцкую азбуку» и другие.

Он организовал комиссию для перевода книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеево и Кудымкар склада для книг на местном языке. По инициативе и при активном участиии И.В. Шестакова строились храмы и монастыри. Так, в 1893 г. и в 1894 г. в деревне Милюхиной были построены новые церкви. В 1905 г. в Пешнигорте было положено основание женской обители в честь 500-летия кончины Стефана Пермского.

Вторая женская обитель во имя святителя Ионы была открыта в деревне Коча Юксеевского прихода. Именно женщину от считал той силой, которая в корне изменит быт и нравы коми-премяков: «Мать – зиждущая сила семьи. Дайте крестьянской семье мать просвещенную, благовоспитанную, свободную от предрассудков, суеверия и невежества, сведущую в правилах санитарии и гигиены, знающую ремесла, которыми бы она могла заниматься с пользой для семьи… и улучшение быта крестьянской семьи обеспечено» (1).

В голодный 1899 г. И.В. Шестаков открыл в Кудымкаре бесплатную столовую для коми-пермяков. Воззвание, составленное им, о голоде среди коми-пермяков, позволило собрать 3000 рублей. На это воззвание откликнулись Иоанн Кронштадтский и обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. В результате, помимо припасов, одежды и обуви, выдали 18 лошадей и 27 коров.

В 1905 г. И.В. Шестаков учреждает книгоиздательство «Кама», в котором выпускались книги духовного и светского содержания. Издательство носило церковно-историческую направленность, в основном публиковались книги по истории Пермской, Екатеринбургской, Вятской и других епархий.

Всего им опубликовано, по неполным данным, более 30 книг, не считая различных статей и заметок. Кроме того, он издает обширные источниковые материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников, адрес-календарей. Он же является основателем церковно-археологического общества в Перми.

Не надо забывать, что это было единственно издательство в России, занимавшееся публикациями книг на коми-пермяцком языке. Где бы ни находился Иаков Васильевич, ведзе что-нибудь менялось. Так, в Чердыни он организовал библиотеку-читальню, в Вятке – приют для детей-эпилептиков, организовывал многочисленные учительские курсы, отдавал свои личные сбережения на нужды неимущих.

И.В. Шестаков был одновременно в одном лице священник, миссионер, сельский учитель, краевед, публицист, этнограф, книгоиздатель, общественный деятель. Простого сельского священника прекрасно знали не только в Пермской губернии, но и по всей России. Существует две легенды о его гибели. Считают, что он или замерз по дороге в холодный зимний день 1918 г., или был расстрелян большевиками.

————————————————

(1). Камасинский Я. (Шестаков И.В.). Около Камы. – М., 1905. – С. 57.

Нечаев М.Г.


Яков Ва­си­лье­вич Ше­ста­ков — свя­щен­ник, кра­е­вед, пи­са­тель, из­да­тель — ро­дил­ся 28 ап­ре­ля 1858 го­да в се­ле Ка­ма­си­но Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1873 го­ду Яков Ва­си­лье­вич окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1879 го­ду — Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию по 1-му раз­ря­ду. С 1879 го­да Ше­ста­ков был учи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем в Ре­ди­кор­ском зем­ском учи­ли­ще Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, с 1881 го­да — в Юк­се­ев­ском пер­мяц­ком (ино­род­че­ском) учи­ли­ще то­го же уез­да.

В 1887 го­да Яков Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во иерея к церк­ви се­ла Но­во­ту­рин­ско­го (То­ко­вая) Вер­хо­тур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, был за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной шко­ле. В 1888 го­ду отец Иа­ков пе­ре­ве­ден в цер­ковь се­ла Хох­лов­ка, пре­по­да­вал в Хох­лов­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще. С 29 ав­гу­ста 1889 го­да слу­жил в церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы го­ро­да Чер­дынь, пре­по­да­вал в при­ход­ском учи­ли­ще. 24 мая 1891 го­да отец Иа­ков пе­ре­ве­ден стар­шим свя­щен­ни­ком в цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Ку­дым­кор­ском Со­ли­кам­ско­го уез­да и на­зна­чен бла­го­чин­ным 3-го Со­ли­кам­ско­го окру­га. Од­новре­мен­но с 4 ок­тяб­ря 1891 го­да он был за­ко­но­учи­те­лем Ку­дым­кор­ско­го 2-класс­но­го муж­ско­го учи­ли­ща. В 1891-1894 гг. отец Иа­ков со­сто­ял на­блю­да­те­лем ко­ми-пер­мяц­ких цер­ков­но­при­ход­ских школ и мис­си­о­не­ром по Со­ли­кам­ско­му уез­ду. В 1894-1898 гг. был чле­ном Перм­ской ко­мис­сии Ураль­ско­го об­ще­ства лю­би­те­лей есте­ство­зна­ния (ныне Перм­ский кра­е­вой му­зей). В 1898 го­ду свя­щен­ник уво­лен от обя­зан­но­стей бла­го­чин­но­го, а 27 сен­тяб­ря 1899 го­да отец Иа­ков Ше­ста­ков вы­шел за штат. С 1899 го­да он жил в Пер­ми, пре­по­да­вал в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, со­сто­ял чле­ном Перм­ской уче­ной ар­хив­ной ко­мис­сии, со­би­рал сред­ства на со­зда­ние церк­вей и мо­на­сты­рей, стран­но­при­им­ных до­мов, при­ютов. С его име­нем свя­за­но стро­и­тель­ство церк­вей при Ку­тим­ском за­во­де Чер­дын­ско­го уез­да, в де­ревне Ми­лю­хи­ной Со­ли­кам­ско­го уез­да и др., ос­но­ва­ние стран­но­при­им­но­го до­ма в де­ревне То­ко­вой, со­зда­ние двух жен­ских мо­на­сты­рей в Перм­ской епар­хии.

Отец Иа­ков ор­га­ни­зо­вал ко­мис­сию по пе­ре­во­ду книг на ко­ми-пер­мяц­кий язык, хо­да­тай­ство­вал об от­кры­тии в се­лах Юк­се­ев­ском и Ку­дым­кор­ском скла­дов для книг, пе­ре­во­дил бо­го­слу­жеб­ную, учеб­ную и ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру. В на­ча­ле 1900-х го­дов он ор­га­ни­зо­вал из­да­тель­ство «Ка­ма» сна­ча­ла в Са­ра­пу­ле, за­тем в Москве. Из­да­вал отец Иа­ков кни­ги по ис­то­рии и кра­е­ве­де­нию Перм­ской, Ека­те­рин­бург­ской, Вят­ской епар­хий, пуб­ли­ко­вал ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии мест­ных церк­вей и мо­на­сты­рей в ви­де пу­те­во­ди­те­лей, спра­воч­ни­ков и адрес-ка­лен­да­рей. Отец Иа­ков Ше­ста­ков из­дал на ко­ми-пер­мяц­ком язы­ке аз­бу­ку, Ли­тур­гию Иоан­на Зла­то­уста, За­кон Бо­жий, а так­же за­ни­мал­ся из­да­ни­ем бро­шюр, ли­сто­вок, пла­ка­тов на ре­ли­ги­оз­ные, кра­е­вед­че­ские, са­ни­тар­но-ги­ги­е­ни­че­ские те­мы. Свя­щен­ник так­же пи­сал ста­тьи для жур­на­лов «Перм­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти», «Ис­то­ри­че­ский вест­ник», «За­пис­ки об­ще­ства изу­че­ния Се­ве­ра», «Тру­ды Перм­ской гу­берн­ской уче­ной ар­хив­ной ко­мис­сии», «Ураль­ская жизнь»; со­би­рал фольк­лор При­ка­мья, под псев­до­ни­мом Яков Ка­ма­син­ский опуб­ли­ко­вал эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки «Око­ло Ка­мы» (1905). Во вре­мя од­ной из по­ез­док по епар­хии на­шел в вер­хо­вьях ре­ки Ка­мы пле­мя, «не про­све­щен­ное хри­сти­ан­ской ве­рой».

В на­ча­ле ХХ ве­ка отец Иа­ков впер­вые об­ра­тил вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти на про­бле­му со­хра­не­ния куль­тур­но­го на­сле­дия При­ка­мья и па­мят­ни­ков цер­ков­ной ста­ри­ны. Для этой це­ли он пред­ло­жил со­здать Перм­ский епар­хи­аль­ный цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ский ко­ми­тет и в 1909 го­ду из­дал про­ект уста­ва. Перм­ское цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ское об­ще­ство бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но 17 ок­тяб­ря 1912 го­да, но в это вре­мя отец Иа­ков уже по­сто­ян­но жил в Санкт-Пе­тер­бур­ге (с 1909 го­да), фор­маль­но оста­ва­ясь за­штат­ным свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Ку­дым­кор­ско­го. В 1909-1913 гг. он ра­бо­тал в цен­зур­ном ко­ми­те­те Свя­тей­ше­го Си­но­да.

Отец Иа­ков Ше­ста­ков мно­го пу­те­ше­ство­вал по рус­ским го­ро­дам, встре­чал­ся с из­вест­ны­ми людь­ми, со­би­рал фак­ты и опи­сы­вал со­бы­тия, оче­вид­цем ко­то­рых был. Эти за­пи­си и впе­чат­ле­ния ста­ли ма­те­ри­а­лом для его вос­по­ми­на­ний «Ле­то­пись от­ца Иа­ко­ва Ком­пин­ско­го». Кро­ме то­го, свя­щен­ник был про­то­ти­пом ге­роя ро­ма­нов М. А. Осор­ги­на «Сви­де­тель ис­то­рии», «Кни­га о кон­цах» и очер­ка «Отец Яков».
Неод­но­крат­но отец Иа­ков по­се­щал Со­ли­камск, со­труд­ни­чал с кра­е­вед­че­ским от­де­лом Пе­да­го­ги­че­ско­го му­зея (ныне его фон­ды на­хо­дят­ся в Со­ли­кам­ском кра­е­вед­че­ском му­зее), по за­ка­зу от­де­ла на­пи­сал «Ис­то­ри­че­ский пу­те­во­ди­тель по Со­ли­кам­ску» (1917). В де­каб­ре 1918 го­да в Со­ли­кам­ске свя­щен­ник был аре­сто­ван крас­но­ар­мей­ца­ми. Его вы­вез­ли за 10 верст от се­ла Хох­лов­ка Охан­ско­го уез­да, рас­стре­ля­ли и до­би­ли шты­ка­ми. Со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства, что он был по­хо­ро­нен на Хох­лов­ском клад­би­ще.

По ма­те­ри­а­лам Пра­во­слав­ной Эн­цик­ло­пе­дии. Т. 20. С. 482–483.


Библиографический указатель публикаций сщмч. Иакова Шестакова (Я. Камасинского)

 

  • Шестаков Я.В. Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в Пермских епархиальных ведомостях со времени их выхода по август 1915 года. – Сарапул: О-во изучения Прикамского края, 1915. – 37 с.
  • Шестаков Я.В. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 – 16 октября – 1899). – Пермь: Тип. А.П. Каменского, 1899. – 204 с.
  • Шестаков Я.В. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра. – [Б.м., б.г.]. – 5 с. – (Оттиск из журнала «Этногр. Обозрение»; Кн. 83).
  • Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женской обители в память 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана, епископа Пермского, среди Иньвенских инородцев Пермской епархии. – 2 изд. – М., 1897. – 6 с. – (Оттиск из «Православного Благовестника»; № 8).
  • Шестаков Я.В. Современное положение духовенства иньвенских инородческих приходов Соликамского уезда Прмской губернии. – Пермь, 1898.
  • Рассказы из Священной истории Ветхого и Нового завета (на пермяцком языке) / Изд. Я.В. Шестакова. – Казань, 1900. – 61 с.
  • Камасинский Я. [Шестаков Я.В.]. Около Камы: Этногр. Очерки и рассказы. – М.: Кама, 1905. 212 с.
  • Шестаков Я.В. К просвещению Инвенских инородцев Соликамского уезда. – Пермь: Типо-литография губ. правления,[Б.г.]. – 4 с.
  • Шестаков Я.В. Верхне-Камские инородцы: опыт обозрения мероприятий земств Соликамского, Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. – Архангельск: Губ. тип., 1912. – 15 с.
  • Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы. // Ист. Вестник. 1902. – Т. 89, № 8.
  • Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женских прогимназий с педагогическими курсами в отдаленных окраинах Соликамского и Чердынского уездов Пермской губернии. – Б.м., б.г. – 4 с.
  • Камасинский Я. [Шестаков Я.В.]. Как улучшить быт закамских инородцев и в какой школе нуждается крестьянская семья для улучшения своего быта. – Сарапул: Кама, 1906. – 64 с.
  • [Шестаков Я.В.]. Как улучшить быт закамских инородцев Пермской губернии. – М., 1906. – 10с.
  • Шестаков Я.В. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 – 16 октября – 1899). – Пермь: тип. А.. Каменского, 1899. – 204 с.
  • Камасинский Я. (Шестаков Я. В.). Около Камы. Этногр. Очерки и рассказы. – М.: Кама, 1905. – 212 с.
  • Шестаков Я. К просвещению Инвенских инородцев Соликамского уезда. – Пермь: Типо-литография губ. правления, (Б. Г.). – 4 с.
  • Шестаков Я.В. Верхне-Камские инородцы: Опыт обозрения мероприятий земств Соликамского, Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. – Архангельск: Губ. тип., 1912. – 15 с.
  • Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы.\\Ист. вестник. – 1902. – Т. 89, авг.
  • Шестаков Я. В. несколько слов по поводу открытия женских прогимназий с педагогическими курсами в отдаленных окраинах Соликамского и Чердынского уездов Пермской губернии. – Б. м., б. г. – 4 с.
  • Камасинский Я. (Шестаков Я.В.). Как улучшить быт закамских инородцев и в какой школе нуждается крестьянская семья для улучшения своего быта. – Сарапул: Кама, 1906. – 64 с.
  • (Шестаков Я. В.). Как улучшить быт закамских инородцев Пермской губернии. – М., 1906. – 10 с.
  • Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы\\Ист. вестник. – 1902. – № 8.
  • Шестаков Я.В. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра. – (Б. м., б. г.). – 5 с. – (Оттиск из журнала «Этногр. Обозрение»; Кн. 83).
  • Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женской обители в память 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана, епископа Пермского, среди Иньвенских инородцев Пермской епархии. – 2 изд. – М., 1897. – 6 с. – (Оттиск из «Православного Благовестника»; № 8).
  • Шестаков Я.В. Современное положение духовенства иньвенских инородческих приходов Соликамского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1898.
  • Рассказы из Священной истории Ветхого и Нового завета (на пермяцком языке)\Изд. Я.В. Шестакова. – Казань, 1900. – 61 с.
  • Шестаков Я.В. Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в Пермских епархиальных ведомостях со времени их выхода по август 1915 года. – Сарапул: О-во изучения Прикамского края, 1915. – 37 с.

⇐ НАЗАД К СПИСКУ СВЯТЫХ

Количество просмотров: (534)