
Г.А. Бординских, Е.И. Бакланова.
Соликамск литературный. – Соликамск. – Дизайн-струдия В. Бадалова. – 2006. – С. 50.
Просвятительская деятельность священника Иакова (И.В. Шестакова)
Иаков Васильевич Шестаков родился 28 апреля 1858 года. В селе Камасине Пермской губернии в семье священнослужителя. В десять лет он поступил в подготовительный класс Пермского духовного училища, которое окончил в 1873 г. Затем последовала учеба в духовной семинарии.
После окончании семинарии в 1879 г. И.В. Шестаков подает заявление в Чердынскую земскую управу и в результате был назначен законоучителем в Редикорском земском училище. Через два года (1881 г.) он переводится в Юксеевское инородческое пермяцкое училище. Здесь у него появилась идея открыть коми-пермяцкий монастырь.
За помощью в 1887 г. И.В. Шестаков отправляется в самый крупный на Урале Верхотурский Николаевский монастырь и находился там в качестве послушника, осуществляя паломнические поездки в Киев, Казань и на Афон. Вскоре он женится на коми-пермячке Александре Матвеевне Вилесовой. В деревне Токовой И.В. Шестаков создает странноприимный дом. Затем работает в Хохловке и лишь в 1889 г. переводится в Чердынь священником Успенского храма. Здесь он продолжает свою просветительскую деятельность, открыв библиотеку-читальню.
Одновременно он состоял членом-секретарем уездного отделения училищного совета. За исполнения поручений епископа Владимира по судебным делам получил в награду набедренник и назначение на доложность благочинного 3-го округа Соликамского уезда. В должности благочинного И.В. Шестаков семь лет служил в свято-Николаевском храме тогда еще села Кудымкар.
В своих работах И.В. Шестаков с сожалением отмечает, что на 125 тысяч коми-пермяков Чердынского и Соликамского уездов Пермской губернии два – три коми-пермяка среди священников и диаконов, преподающих Закон Божий в школах, а русских учителей, знающих коми-пермяцкий язык, так же около трех. Он считал, что это недопустимо, и необходимо преподавать Закон Божий на коми-пермяцком языке. Изучив язык, И.В. Шестаков начинает издавать на нем религиозную литературу: «Литургию Иоанна Златоуста», «Закон Божий», а также «Пермяцкую азбуку» и другие.
Он организовал комиссию для перевода книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеево и Кудымкар склада для книг на местном языке. По инициативе и при активном участиии И.В. Шестакова строились храмы и монастыри. Так, в 1893 г. и в 1894 г. в деревне Милюхиной были построены новые церкви. В 1905 г. в Пешнигорте было положено основание женской обители в честь 500-летия кончины Стефана Пермского.
Вторая женская обитель во имя святителя Ионы была открыта в деревне Коча Юксеевского прихода. Именно женщину от считал той силой, которая в корне изменит быт и нравы коми-премяков: «Мать – зиждущая сила семьи. Дайте крестьянской семье мать просвещенную, благовоспитанную, свободную от предрассудков, суеверия и невежества, сведущую в правилах санитарии и гигиены, знающую ремесла, которыми бы она могла заниматься с пользой для семьи… и улучшение быта крестьянской семьи обеспечено» (1).
В голодный 1899 г. И.В. Шестаков открыл в Кудымкаре бесплатную столовую для коми-пермяков. Воззвание, составленное им, о голоде среди коми-пермяков, позволило собрать 3000 рублей. На это воззвание откликнулись Иоанн Кронштадтский и обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев. В результате, помимо припасов, одежды и обуви, выдали 18 лошадей и 27 коров.
В 1905 г. И.В. Шестаков учреждает книгоиздательство «Кама», в котором выпускались книги духовного и светского содержания. Издательство носило церковно-историческую направленность, в основном публиковались книги по истории Пермской, Екатеринбургской, Вятской и других епархий.
Всего им опубликовано, по неполным данным, более 30 книг, не считая различных статей и заметок. Кроме того, он издает обширные источниковые материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников, адрес-календарей. Он же является основателем церковно-археологического общества в Перми.
Не надо забывать, что это было единственно издательство в России, занимавшееся публикациями книг на коми-пермяцком языке. Где бы ни находился Иаков Васильевич, ведзе что-нибудь менялось. Так, в Чердыни он организовал библиотеку-читальню, в Вятке – приют для детей-эпилептиков, организовывал многочисленные учительские курсы, отдавал свои личные сбережения на нужды неимущих.
И.В. Шестаков был одновременно в одном лице священник, миссионер, сельский учитель, краевед, публицист, этнограф, книгоиздатель, общественный деятель. Простого сельского священника прекрасно знали не только в Пермской губернии, но и по всей России. Существует две легенды о его гибели. Считают, что он или замерз по дороге в холодный зимний день 1918 г., или был расстрелян большевиками.
————————————————
(1). Камасинский Я. (Шестаков И.В.). Около Камы. – М., 1905. – С. 57.
Нечаев М.Г.
Яков Васильевич Шестаков — священник, краевед, писатель, издатель — родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1873 году Яков Васильевич окончил Духовное училище, в 1879 году — Пермскую Духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 года Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 года — в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда.
В 1887 года Яков Васильевич был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В 1888 году отец Иаков переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском Духовном училище. С 29 августа 1889 года служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь, преподавал в приходском училище. 24 мая 1891 года отец Иаков переведен старшим священником в церковь во имя святителя Николая Чудотворца в селе Кудымкорском Соликамского уезда и назначен благочинным 3-го Соликамского округа. Одновременно с 4 октября 1891 года он был законоучителем Кудымкорского 2-классного мужского училища. В 1891-1894 гг. отец Иаков состоял наблюдателем коми-пермяцких церковноприходских школ и миссионером по Соликамскому уезду. В 1894-1898 гг. был членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (ныне Пермский краевой музей). В 1898 году священник уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября 1899 года отец Иаков Шестаков вышел за штат. С 1899 года он жил в Перми, преподавал в Пермской Духовной семинарии, состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии.
Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале 1900-х годов он организовал издательство «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал отец Иаков книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Отец Иаков Шестаков издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, «не просвещенное христианской верой».
В начале ХХ века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 гг. он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.
Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов М. А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков».
Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917). В декабре 1918 года в Соликамске священник был арестован красноармейцами. Его вывезли за 10 верст от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что он был похоронен на Хохловском кладбище.
По материалам Православной Энциклопедии. Т. 20. С. 482–483.
Библиографический указатель публикаций сщмч. Иакова Шестакова (Я. Камасинского)
- Шестаков Я.В. Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в Пермских епархиальных ведомостях со времени их выхода по август 1915 года. – Сарапул: О-во изучения Прикамского края, 1915. – 37 с.
- Шестаков Я.В. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 – 16 октября – 1899). – Пермь: Тип. А.П. Каменского, 1899. – 204 с.
- Шестаков Я.В. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра. – [Б.м., б.г.]. – 5 с. – (Оттиск из журнала «Этногр. Обозрение»; Кн. 83).
- Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женской обители в память 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана, епископа Пермского, среди Иньвенских инородцев Пермской епархии. – 2 изд. – М., 1897. – 6 с. – (Оттиск из «Православного Благовестника»; № 8).
- Шестаков Я.В. Современное положение духовенства иньвенских инородческих приходов Соликамского уезда Прмской губернии. – Пермь, 1898.
- Рассказы из Священной истории Ветхого и Нового завета (на пермяцком языке) / Изд. Я.В. Шестакова. – Казань, 1900. – 61 с.
- Камасинский Я. [Шестаков Я.В.]. Около Камы: Этногр. Очерки и рассказы. – М.: Кама, 1905. 212 с.
- Шестаков Я.В. К просвещению Инвенских инородцев Соликамского уезда. – Пермь: Типо-литография губ. правления,[Б.г.]. – 4 с.
- Шестаков Я.В. Верхне-Камские инородцы: опыт обозрения мероприятий земств Соликамского, Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. – Архангельск: Губ. тип., 1912. – 15 с.
- Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы. // Ист. Вестник. 1902. – Т. 89, № 8.
- Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женских прогимназий с педагогическими курсами в отдаленных окраинах Соликамского и Чердынского уездов Пермской губернии. – Б.м., б.г. – 4 с.
- Камасинский Я. [Шестаков Я.В.]. Как улучшить быт закамских инородцев и в какой школе нуждается крестьянская семья для улучшения своего быта. – Сарапул: Кама, 1906. – 64 с.
- [Шестаков Я.В.]. Как улучшить быт закамских инородцев Пермской губернии. – М., 1906. – 10с.
- Шестаков Я.В. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 – 16 октября – 1899). – Пермь: тип. А.. Каменского, 1899. – 204 с.
- Камасинский Я. (Шестаков Я. В.). Около Камы. Этногр. Очерки и рассказы. – М.: Кама, 1905. – 212 с.
- Шестаков Я. К просвещению Инвенских инородцев Соликамского уезда. – Пермь: Типо-литография губ. правления, (Б. Г.). – 4 с.
- Шестаков Я.В. Верхне-Камские инородцы: Опыт обозрения мероприятий земств Соликамского, Чердынского и Глазовского в целях культурного подъема камских инородцев. – Архангельск: Губ. тип., 1912. – 15 с.
- Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы.\\Ист. вестник. – 1902. – Т. 89, авг.
- Шестаков Я. В. несколько слов по поводу открытия женских прогимназий с педагогическими курсами в отдаленных окраинах Соликамского и Чердынского уездов Пермской губернии. – Б. м., б. г. – 4 с.
- Камасинский Я. (Шестаков Я.В.). Как улучшить быт закамских инородцев и в какой школе нуждается крестьянская семья для улучшения своего быта. – Сарапул: Кама, 1906. – 64 с.
- (Шестаков Я. В.). Как улучшить быт закамских инородцев Пермской губернии. – М., 1906. – 10 с.
- Шестаков Я.В. Пермяки-инородцы\\Ист. вестник. – 1902. – № 8.
- Шестаков Я.В. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра. – (Б. м., б. г.). – 5 с. – (Оттиск из журнала «Этногр. Обозрение»; Кн. 83).
- Шестаков Я.В. Несколько слов по поводу открытия женской обители в память 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана, епископа Пермского, среди Иньвенских инородцев Пермской епархии. – 2 изд. – М., 1897. – 6 с. – (Оттиск из «Православного Благовестника»; № 8).
- Шестаков Я.В. Современное положение духовенства иньвенских инородческих приходов Соликамского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1898.
- Рассказы из Священной истории Ветхого и Нового завета (на пермяцком языке)\Изд. Я.В. Шестакова. – Казань, 1900. – 61 с.
- Шестаков Я.В. Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в Пермских епархиальных ведомостях со времени их выхода по август 1915 года. – Сарапул: О-во изучения Прикамского края, 1915. – 37 с.
Количество просмотров: (596)