Жизнь приходов

В гостях у каменных богатырей

Воспитанники воскресной школы « Преображение» храма во имя св. муч. Татьяны (подворье Усольского Спасо-Преображенского монастыря) совершили путешествие на север Пермского края. Иеромонах Исайя (Воронин), духовник школы, напутствовал ребят такими словами: «Поезжайте с Богом, и посмотрите, насколько красива наша Родина, любите и берегите её!»

День первый.

С Березников ребята отправились на автобусе до Вишерогорска. Выгрузились на берегу Вишеры, мальчики, в сопровождении инструкторов начали подготавливать катамараны для сплава, а девочки готовили трапезу. Здесь их ждало первое испытание, пошёл проливной дождь, одни быстро надели сапоги и дождевики, другие, укрылись под тэном, все вместе молились, чтобы дождь побыстрее закончился, так оно и случилось, выглянуло солнце и ласково согрело всех тёплыми лучами. Вот и всё готово, началась погрузка вещей и снаряжения, ещё немного и два катамарана оправились в плавание. Почти все впервые на сплаве, сердце замирало от красоты, которая открывалась перед нами. Спокойная, величественная Вишера, гостеприимно знакомила нас с берегами, поросшими елями, круто уходившими вверх. Среди деревьев виднелись огромные каменные выступы, в тишине слышались звуки щёлкающих фотоаппаратов и восклицания: «Какая красота!». Подплывая к Говорливому камню, обдавая прохладой, нас окутала белая дымка тумана. Скальные горы величественно возвышались над нами, а мы не могли оторвать взгляда от этого великолепия. Уже началось смеркаться и мы стали искать место для ночлега, все стоянки, напротив Говорливого камня, были заполнены туристами, но Господь нас не оставил и мы смогли причалить к берегу. Перетащив всё с катамаранов, мы быстро начали расставлять палатки и разжигать костёр, чтобы успеть до темноты. И тут нас ждала вторая трудность, после проливного дождя, сложно было найти сухие брёвна для того, чтобы разжечь огонь. Вскоре на стоянке вырос палаточный лагерь, освящаемый ярким костром. Мы собрались на вечернюю трапезу: борщ, макароны с сосисками и ароматный чай. Дружно и весело мы поедали приготовленное, совсем уже не обращая внимания на мошкару, которая облепляла нас. После вкусного ужина ребятам рассказали, почему такое название носят эти горы, Свое название камень получил из-за удивительного эха, благодаря которому слышны не только сказанные на реке слова, но и различные оттенки звука. Ребята сразу решили проверить, и понеслись по Вишере крики детей, и так радостно было услышать в ответ многоголосное эхо. Ночь уже вступила в свои права и ребята с неохотой разошлись по своим палаткам.

День второй.

Проснулись рано, на костре уже готовился завтрак – рисовая каша с изюмом и ароматный кисель из свежей земляники с черникой. Подойдя к реке, мы ещё раз восхитились живописным видом. Вишера – одна из самых чистых рек в России. Доказательство этому – большая популяция обитающего в ней хариуса. А хариус, как известно, живет только в чистой воде. Поэтому мы брали воду для питья прямо из реки, в реке же умывались и чистили зубы. После завтрака мы начали собирать палатки и снаряжение, и поплыли дальше. Маршрут наш лежал на Говорливый камень. Немного времени, и мы причалили к берегу. Оставив вещи на катамаранах, мы на легке отправились в путь. Село Говорливое покинуто жителями в 1980-х годах. Среди руин остался лишь один более-менее целый дом. На уже выцветшей табличке мы читаем историческую справку: «Село Говорливое, образовано в 1711 году. Количество жителей 508, обычные фамилии – Усанины, Кичигины, Собянины, Оносовы. Занятия: земледелие, охота, рыболовство, заготовка леса. Достопримечательности: каменная церковь 1832 г», к храму мы и направились первым делом. Церковь расположена на возвышении, с которого открывается живописный вид на окрестности. Мы зашли в храм через разрушенные ворота, которые поросли высокой травой. Табличка на стене храма гласит: «Свято-Троицкая церковь основана в 1832 году в с.Говорливое, разрушена в 30-х г XX века». От своего провожатого мы узнали, что храм восстанавливает одна семья, проживающая в селе. Мы хором пропели молитвы, интересно, что ласточка, свившая под потолком храма гнездо, прилетела, села над нами и с интересом рассматривала нас, а мы её. После молитвы мы оставили в журнале посещений запись с добрыми пожеланиями, и в кружку отпустили малую лепту на восстановление храма. Далее мы отправились на Говорливый камень, тропинка вела нас через луга. Воздух был наполнен ароматами трав и цветов, в нем нет пыли, промышленной копоти и выхлопных газов. Им дышится легко и кажется, что никак не можешь надышаться. И так мы на вершине камня, перед нами открылась живописная панорама. Серые с темно-бурыми прожилками известняковые стены Говорливого Камня — место произрастания растений, которые занесены в красную книгу Урала. Налюбовавшись видами, и сделав множество снимков, мы отправились назад. Перекусив, мы сели на катамараны и в путь. Плыли мимо «ряжей» – рукотворных бревенчатых островков, которые использовались заключенными ГУЛАГа при сплаве леса. Некоторые «ряжи» очень похожи на деревенские домики, плывущие по реке, на многих выросли высокие деревья и растут луговые цветы. Зрелище очень интересное. Наконец за поворотом неожиданно вырос громадный утес. Великий Ветлан! На большом Ветлане мы уже были с ребятами ранее, поэтому мы пошли на малый Ветлан. Дорога заняла минут сорок и вот перед нами скала с пещерой внутри. Ходят легенды, что в недрах этих пещер обитает племя чуди белоглазой, скрывающееся здесь от цивилизации. Мы, немного осмотрев пещеру, поднялись на вершину горы. Сверху открывается прекрасный вид на несколько километров. Уже позднее, посещая музей природы вишерского заповедника, мы узнали, что у подножия малого Ветлана легко можно найти и собрать окаменелые останки древнейших морских животных, обитавших в Пермском море. Жаль, что мы не узнали этого раньше.

Уже началось смеркаться и мы переправились на другой берег Вишеры, здесь на берегу деревни Бахари мы и остановились. Подкрепившись вкусным ужином, мы отправились спать.

День третий.

Утром нас ждало тяжёлое восхождение на гору Полюд, 7 км в одну сторону и обратно, время пути четыре с половиной часа. Некоторым было тяжело преодолевать подъём, но вид, открывшийся с вершины горы, вознаградил за все. Господь благоволил нам, погода была ясная и солнечная, видимость наилучшая. Так что мы смогли в полной мере насладиться изумительной панорамой с видом Красновишерска и Чердыни. Сверху земля кажется круглой. До самого горизонта – одна тайга, прорезанная серебристой змейкой реки. Кажется, что ты находишься на вершине мира. Высота горы Полюд – 527 метров над уровнем моря, это высшая точка Полюдова кряжа. С Полюдом связано много легенд и историй, одна из них повествует, что некогда на его вершине жили монахи, стояла каменная часовня с избушкой. Есть там и источник, который до сих пор считается святым.

По возвращении с Полюда, нас ожидал вкусный горячий обед, проголодавшись, многие съели по несколько порций. Некоторых клонило в сон, но наш инструктор торопил нас, для нас ещё заказан музей природы вишерского заповедника. Собрав палатки, снаряжение, убрав весь мусор за собой, мы отправились на другой берег. Сдули катамараны, и пошли в музей. Доброжелательный экскурсовод провела очень интересную экскурсию, надо отметить, что музей обладает богатой коллекцией экспонатов, ребята увидели чучел многих животных , птиц и рыб, которые обитают на севере Пермского края. Ещё одной достопримечательностью музея является купольный кинозал, он располагает 17 креслами и проекционным куполом, выполненным из стеклопластика. Ребята с удовольствием посмотрели документальный фильм об охране природы. На память мы купили различные сувениры с видами вишерского заповедника.

Вот и подошла к концу наша поездка, уставшие, но очень счастливые мы вернулись домой. Впечатления от такого увлекательного путешествия остались самые яркие и, конечно же, каждый мечтает о новом.