Страничка священника

Семь смертных грехов. Подведём итоги.

Ну вот, дорогие мои читатели, мы поговорили с вами о семи смертных грехах и их воздействии на человека. Подведём некоторые итоги и сделаем некоторые выводы из вышесказанного.

Святые отцы установили связь и порядок возникновения страстей. Прежде всего выделяются три страсти, лежащие в природе человека: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Ин.II:16) или саможаление, своеволие и славолюбие. Эти три основные страсти порождают восемь производных страстей: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыню. Получается некая цепь, первое звено которой тянет все остальные звенья. Только тщеславие и гордыня стоят особняком, как самодостаточные пороки.

Некоторые святые отцы, в частности преподобный Кассиан Римлянин предполагает, что такие страсти, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние имеют между собой прямую связь, а именно: избыток одной страсти даёт начало другой, поэтому, против них нужно бороться в том же порядке. Например, чтобы победить уныние, нужно прежде прогнать печаль; чтобы побороть печаль, нужно сперва подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно сперва победить сребролюбие; чтобы искоренить сребролюбие, необходимо обуздать блудную страсть; чтобы укротить похоть, необходимо победить чревоугодие.

Все страсти также можно разделить на два вида: плотские (телесные) и духовные (душевные). К плотским относятся чревоугодие и блудная страсть, потому что они исходят из биологических потребностей и инстинктов. В каждом человеке заложены естественные страсти, как, например, необходимость в пище и сне, кстати, этими же естественные страсти были и в земной жизни Иисуса Христа. Из Евангелия мы заем, что Христос, спал, хотел есть и пить. Ничего греховного в естественных страстях нет. Как уже мы говорили выше, грех начинается тогда, когда человек начинает злоупотреблять своими естественными потребностями, начинает пресыщаться страстями.

Остальные страсти – духовные, они не имеют основания в природе человека, они хотя и действуют через тело, но исходят из души, при этом доставляют вред не только душе, но и плоти. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Притч. XVII:22) – сказано в Библии.

Нераскаянный и многократно повторяющийся грех, начинаясь с малого, постепенно переходит в порочную страсть и ожесточает сердце. Особо тяжкие закоренелые страсти ведут душу к погибели и поэтому называются смертными грехами. По святоотеческой традиции таких грехов семь:

1. Гордыня – презрение ближнего. Ведёт к омрачению ума и сердца, отрицанию Бога и потери к нему любви.

2. Алчность или сребролюбие. Это желание нажить богатство любым способом, что порождает воровство и жестокость.

3. Блуд – само прелюбодеяние или мысли о нём.

4. Зависть – стремление к роскоши. Приводит к лицемерию и унижению ближнего.

5. Чревоугодие. Показывает излишнюю любовь к самому себе.

6. Гнев – мысли о мести, злость и агрессия, что могут привести к убийству.

7. Лень, порождающая уныние, печаль, скорбь и ропот.

Об этих грехах мы подробно писали в прошлых публикациях. Так же существуют грехи, называемые «грехи хулы на Духа Святого», которые по слову Господа, не прощаются. И не потому не прощаются, что Господь не желает их прощать, а потому, что человек, не может в них раскаяться. Это грехи следующие:

– Упорное неверие и отрицание Бога, даже при видимых Божиих чудесах и свидетельствах. (человек, не верующий в Бога не может покаяться)

– Ересь, явное отвержение истины. (человек, явно отвергающий истину, также не может быть прощён, так как грехи прощаются Богом, который есть «путь и истина и жизнь» (Иоан. XIV:6))

– Отрицание Божественной сущности Святаго Духа. (по православному догматическому учению Бог – Троица: Отец Сын и Святой Дух. Един Бог в трёх Лицах. Святому Духу принадлежит такая же Божественная сущность, как Отцу и Сыну. Признание Святаго Духа не Богом, а творением Бога является ересью, а значит хулой на Духа Святаго. Если такой человек не покается и не отречётся от такой ереси, то такой грех не может быть прощён).

– признание чудес, совершаемых Божьей силой, диавольскими. (фарисеи, видя чудеса Христа, говорили, что Он творит их силой князя бесовского.

Потому Господь им и говорит: Посему говорю вам: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. XII:31) Человек, считающий Божии чудеса бесовским действием отвергает Бога, и если искренне в этом не раскается, то не может быть прощён. В данной статье мы не будем говорить о распознавании чудес истинных (Божиих) и ложных (бесовских), об этом написано много книг. Скажем лишь кратко: по словам святых отцов, отношение христианина к чудесам должно быть нейтральным: «не принимать и не отвергать»).

– Упование лишь на одно Божие милосердие безо всякого раскаяния. (человек, который считает, что каяться в грехах необязательно, так как Бог милосердный и так всё простит – тоже не может быть прощён, так как сам себя лишает врачевства души – покаяния).

– Отчаяние в Божием милосердии (это уже обратная сторона описанного выше греха. В нём человек также лишает себя покаяния, так как не верит, что Господь по своему милосердию прощает грехи тем, кто искренне в них кается).

– Самоубийство (Уныние, приведшее к суициду. Самоубийство лишает человека покаяния по той причине, что, если человек грешит всем своим существом, то всем своим существом и должен раскаиваться. В случаи смерти целостность человеческого существа нарушается, и поэтому принести покаяние невозможно).

Так же существуют грехи, вопиющие на небо об отмщении. Это:

– убийство, в том числе и аборты;
– содомский грех. Сюда же можно отнести и другие сексуальные извращения, как-то: скотоложство, педофилия, садомазохизм, насилие, кровосмешение, некрофилия и другие;
– притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот;
– невыплата работнику вполне заслуженной им платы (вспомним недавние 90-е годы);
– отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе милостыни, пропитания, тепла или одеяния, которые определены бедным, и вообще угнетение их.
– огорчения и обиды родителей до дерзких побоев их.

Перечисленные грехи не свойственны человеку. Они противоестественны и не считаются проявлением слабости человеческой. Грехи эти редко исповедуются, поскольку сами по себе свидетельствуют о тяжелом греховном состоянии души и неспособности ее к раскаянию.

*******************

Многие, прочитав статьи о семи смертных грехах, плюс ещё и эту статью, могут смутиться и задать вопрос: кто же тогда может спастись? Точно такой же вопрос в Евангелии задали ученики Христу. На что Господь ответил: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. XIX:26). Если бы человек мог своими силами победить грех, то тогда бы он снова смог бы стать бессмертным, каким был Адам в раю, потому что жало смерти – грех (1Кор. XV:56), ибо смерть – это следствие греха, тогда не было бы смысла приходить Христу на землю и умирать за человека.

Христос воскрес из мёртвых уже с обновлённой не подвластной тлению природой человека. Также на земле Христос оставляет Церковь – богочеловеческий организм, где в таинствах действует Он Сам. Все таинства святой Церкви – это не выдумки святых людей, они даны нам от Бога. Люди может быть в какой-то степени просто облекли их в словесную форму. Таинства – это не просто видимые обряды, в них всегда действует Дух Святой. И, если человек принимает их с верой и благоговением, то они действуют на него спасительно. Например, таинство Крещения, омывает нас от первородного греха; в таинстве Покаяния прощаются нам грехи; таинство Евхаристии или святого Причащения соединяет нас с Самим Богом. Это таинство, вокруг которого зиждется вся жизнь Церкви. Причащаясь мы соединяемся с Самим Телом и Кровью Христа, с Телом Христа, Которое воскресло из мёртвых и уже не может быть и побеждено грехом и тлением. В этом таинстве мы, подобно дикой маслине прививаемся к плодоносному дереву, чтобы от его живоносных соков и нам приносить плоды. Многие по своему опыту могут сказать, как после покаяния на исповеди и принятия Святого Причастия ослабевают многие греховные страсти.

Господь говорит в Писании: «не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. XXXIII:11). Поверьте, нет воли Божией на то, чтобы погиб хоть один человек. Господь никому не хочет погибели. Но по своему человеколюбию Он не может заставить человека быть добрым, ибо это было бы уже насилие, пусть даже и добра. Поэтому, в рай и в ад попадают только добровольно, никто никого не заставляет грешить или делать добро. Да, много соблазнов, много искушений, плюс наша подвластная греху природа, но есть и Бог, есть и покаяние, есть и Церковь с её таинствами. Придите и даром получите прощение и спасение.

Господь сделал абсолютно всё для спасения человека. Дал заповеди, посылал пророков с проповедью, пришёл на землю в образе раба, восполнил учение, сотворил множественные чудеса, был предан, распят, положен в гробе, сошёл в ад, чтобы разрушить его, воскрес в третий день и вознёсся на небеса. Всё для нас! Поэтому никто уже не сможет сказать, типа, «мы не знали». Пусть никто не отчаивается в том, что совершил много грехов, или в том, что его борют бесчисленные страсти. Грех, смерть и диавол побеждены Христом. Пусть таковой ввергнет себя в Божие милосердие, припадёт с верой и покаянием к Богу, приступит к таинствам Церкви, будет стараться жить по Евангелию и увидит, как его жизнь начнёт меняться и наполняться смыслом, а в душе водворяться мир.

Господь со всеми вами!

Протоиерей Алексий Хамьянов

TEXT.RU - 100.00%

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*