Родник духовный

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Милосердный Господь, Творец всего существующего, глава всей христианской церкви благословил наступивший церковный год, и мы имеем возможность праздновать первый в этом году, очень радостный двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Рождение в мир человека – это всегда праздник. Праздник жизни, праздник любви родителей ребенка, т.к. рождение ребенка – торжественный результат их любви друг к другу. В этом событии исполняется заповедь Божия: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1, 28). Истинная радость у человека бывает тогда, когда он исполняет замысел Божий о нём. Такая радость посещает женщину, когда она прижимает к груди свое новорожденное дитё. Этим самым ей открывается путь ко спасению, о чем говорит апостол Павел: «…впрочем, спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14-15).

Боголюбивая душа всегда стремится принести жертву Богу, жертву драгоценную, самое дорогое, что она имеет. Такими были престарелые Иоаким и Анна. Оба они были из благородных родов. Иоаким происходил из царского рода Давида, Анна была из первосвященнического рода. С детства воспитанные в религиозном благочестии, они вели чистую богоугодную жизнь. Не будучи бедными, они жили скромно. Предание повествует о том, что они свои доходы делили на три части: одну часть жертвовали на содержание храма, вторую часть употребляли для поддержания нуждающихся и лишь третью часть оставляли на свое содержание. Как видно, эта семейная чета была весьма щедрой и жертвовательной, стремящейся всем что имеют служить Богу.

Но сердца их были истомлены невозможностью принести в жертву Богу самое драгоценное – чистую человеческую душу. Бесчадие было поводом их большой печали. Год за годом эта престарелая чета просила Господа о даровании им долгожданного чада. Но чада не для себя, не для поддержания и утешения своей старческой немощи, о чем обычно просят супруги, а для того, чтобы воспитав ребенка в чистоте и святости, поставить эту светлую душу перед Господом. Отсутствие детей у супругов в то время в древнем Израиле считалось не везением, как это бывает сейчас в нашем мире, а наказанием Божьим за какие-то очень тяжкие грехи. Считалось, что бездетным семьям нет удела от Бога, что Бог не дает им возможность быть теми, от кого произойдет Мессия.

Однажды служащий в храме священник даже отказался принимать жертву от Иоакима, ссылаясь на какие-то его тайные тяжкие грехи, которых, разумеется, не было. В терпении поношений, унижений со стороны одноплеменников проходила год за годом их нелегкая жизнь. Трудно человеку переносить даже справедливый укор. Насколько же труднее терпеть чистой душе несправедливые обвинения и поношения. Получив отказ в храме опечаленный Иоаким отправился в пустыню, где в посте и молитве о снятии несправедливого поношения, о даровании чада провел сорок дней. Его супруга Анна, оставшись дома, также проводила время в молитве о долгожданном ребенке. Каждому из них в ответ на их мольбы явился Ангел Божий, сообщив о снятии с них ярма бесчадия и поношения. Анне было сообщено от Ангела, что дочь, родившаяся от неё — Мария, превзойдёт величием всех рожденных детей и послужит Богу для искупления всего человеческого рода. Встретившись в храме, они известили друг друга о дивных видениях ангела, о благой вести, полученной от него, и спустя положенный срок получили исполнение ангельского обетования.

Рождение в этот мир Матери нашего Господа Иисуса Христа – исполнение всех надежд и чаяний всего ветхозаветного человечества. В свет, на эту многострадальную от диавола землю пришла Та, о Которой Сам Господь Бог говорил нашим прародителям Адаму и Еве в раю перед их изгнанием оттуда по причине их грехопадения: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3,15). Её рождение предсказывалось не однократно в Ветхом Завете. Помимо вышесказанного обетования Божия, Ветхий Завет содержит прообразы Той, Которая носила в Себе Бога: пророк Моисей говорил с Богом явльшемся ему в образе неопалимой купины, патриарх Иаков во сне видел лестницу от земли до неба, по которой сходили и восходили Ангелы Божии, пророк Иезекииль говорит о вратах, виденных им, через которые прошел Господь, а они были затворенными. Дева Мария стала одной из всех людей живших до Неё, Её современников, и живущих до конца времен, способной восприять Божество в Себя и не быть Им опаленной. Она послужила единственно достойным Вместилищем Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, единственным мостом, по которому Бог сошел к людям для их спасения.

Не случайно праздник Рождества Богородицы стоит первым в церковном году. Ведь с Рождества Её начинается история нашего спасения. Чтобы Господу Иисусу Христу прийти в этот мир, – должна была родиться Та, от Которой Он воспринял бы человеческую природу.

История рождения в мир Божией Матери учит, прежде всего, родителей, как настоящих, так и будущих, правильному отношению к рождению и воспитанию детей. Насколько серьёзно нужно подходить к появлению в мир человека. Если ни для кого уже не секрет, что зачатие ребенка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения откладывает на развитии ребенка свой негативный след, то душевное состояние во время зачатия мало кого интересует. Страсти, бушующие во время зачатия запечетлеваются на чистой душе ребенка, прорастают в ней, словно терния, и дают свой злой плод. Книга Бытия приводит пример зачатия ребенка в момент торжества греха в душах Адама и Евы, в результате чего, грех отравил душу их первенца Кайна, и терние в его душе принесло свой злой плод – братоубийство. Совсем в другом состоянии, состоянии плача о совершенном падении, в момент оплакивания своей убитой грехом души, был зачат их второй сын Авель – первый праведник на земле. Иоаким и Анна не час и не день молились Богу о даровании им благословенного чада. Их молитва длилась многие годы, их праведность доказывалась делами на протяжении всей жизни, их вера не колебалась от несправедливого поношения со стороны одноплеменников и медления Господа в исполнении их горячих молитв. Всё это принесло плод, превосходящий своим величием всю земную и ангельскую праведность. Наши предки приняли христианство от Византии не внешне только, но своим сердцем. Известен благочестивый обычай на Руси, когда супруги перед зачатием ребенка долго постились, каялись в своих согрешениях, причащались Святых Христовых Тайн, испрашивали Божьего благословения на деторождение и лишь тогда приступали к зачатию. И в таком случае рождалось дитё не лишь от похоти и движения крови, а более от Божией милости и благодати. Важен момент, что Иоаким и Анна получили исполнение своих молитв лишь тогда, когда это было угодно Богу. Близкие стороны семейной жизни супругов также должны согласовываться с установленными церковью периодами воздержания. В этом уже видится смирение и подчинение супругов воле Божией, и чада, зачатые во время, благословленное для этого церковью, уже не будут нести на себе след непокорности родителей воле Божией.

Рождество Пресвятой Богородицы – семейный праздник. Семья включает в себя людей разных возрастов и поколений. Празднуемое событие подводит человека к осознанию ответственности за своих детей ещё до не только их рождения, но даже зачатия, за то, — какими они будут. Дева Мария – благословенный плод не только молитв и благочестивой жизни Иоакима и Анны, но и их близких и далеких предков. Вспомним слова Господа в книге Исход: «ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6).

Поведение родителей напрямую влияет на духовное и нравственное состояние своих детей и последующих от них внуков и правнуков. Пусть этот праздник заставит нас задуматься о духовном облике, а значит и о судьбе наших последующих поколений. Очистим себя сердечным покаянием, усмирим наши страсти постом и воздержанием, призовем к себе Господа нашими молитвами, исправим нашу жизнь по воле Божией, чтобы на Страшном Суде с непостыдным дерзновением рещи: се аз и чадо мое, еже дал ми еси, Господи. (Молитва о благополучном возрастании детей).

Священник Вячеслав Гудков

TEXT.RU - 94.01%

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*