Историческое наследие

Под покровом Пресвятой Богородицы. Памяти протоиерея Николая Курсанина.

В 2017 году исполняется 260 лет храму в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с.Городище Соликамского района Пермского края . С некоторых пор на территории Знаменской церкви, с южной стороны алтаря, было погребено несколько, в основном соликамских, священнослужителей и монахиня. Одной из первых здесь появилась могила протоиерея Николая Адриановича Курсанина, которому 10 декабря 2017 года исполнилось бы 85 лет. Отец Николай посвятил приходу Знаменской церкви почти 30 лет своей непродолжительной жизни.

Протоиерей Николай Курсанин

Будущий пастырь душ православных родился 10 декабря 1932 года в г.Лысьва у супругов Курсаниных: Адриана Никифоровича и Марии Федоровны ( в девичестве Крапивиной ). Семья была патриархальной, благочестивой, детям старались передать крепкую веру в Бога. Кроме Николая в семье было ещё трое детей. Про Адриана Никифоровича шла молва как об умелом бондаре: он мастерил кадушки и другую бытовую утварь из дерева. Мария Федоровна долгое время пела и читала на клиросе, будучи уставщиком храма во имя Всех Святых г. Кунгура, куда семья со временем переехала из Лысьвы. Николаю было 8 лет, когда после смерти Адриана Никифоровича семья осталась без отца-кормильца.

Пролетели школьные годы, и вот, молодой человек уже в призывном возрасте. Но призыв его в ряды Советской Армии всё откладывался по состоянию здоровья. Между тем, Николай времени зря не теряя, помогал батюшкам в алтаре родного храма на воскресных и праздничных службах. Таким образом Небесный Воевода призвал юношу на Свою службу прежде службы военной. Но, приблизительно через 1,5 года глубоко верующему пареньку пришлось всё же три года попотеть и в солдатской гимнастёрке. Что же изменилось за эти полтора года? Улучшилось ли здоровье негодного к армии призывника? Или появились какие- то иные обстоятельства? Дело, скорее всего, было так.

Шёл 1953 год. Годы правления Сталина сменились «Хрущёвской оттепелью», которая для верующих граждан СССР была, пожалуй, не «оттепелью», а «сивером», т. е. холодным, тягучим северным ветром. Вот в это-то время Николай Курсанин обучается уже на 1-ом курсе Московской Духовной Семинарии (МДС) в г. Загорске под Москвой, так и не дождавшись воинского призыва. Без преувеличения, Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде (бывший уже ныне Загорск) — есть древнейшая, со времён преподобного Сергия Радонежского, «кузница» кадров Русской Православной Церкви. По сей день находящиеся в стенах Лавры Семинария и Академия принимают для получения богословских фундаментальных знаний внушительное число абитуриентов.

В середине прошлого века, в условиях хрущёвских издевательств и насмешек над верующими было принято решение оставить эту «кузницу» без работающего «горна». То есть, всеми явными и скрытными способами власть препятствовала молодым верующим людям получать религиозное образование. Под шквал этих «ветров перемен» и попали семинарист МДС Н. Курсанин и многие его единомышленники: друзья и сокурсники. В соответствии с таковыми негласными установками власть придержащих Николай со 2-го курса семинарии признаётся годным к военной службе в стройбате на 3 года. Причём надежда властей, возможно, подпитывалась тем, что верующего молодого паренька внутри советской казармы «перекуют» в покладистого атеиста. Но, в те послевоенные годы все подобные идеологические иллюзии «расплющивались» под давлением очень мощного рычага. Таковым несокрушимым рычагом был тот факт, что в Советской Армии тех лет на многих должностях разных уровней власти находилось немало фронтовиков. А в окопах, как известно атеистов нет. Очевидно, что благодаря выжившим участникам той Великой Битвы, огонёк веры в душе Николая и его сверстников за годы службы не угас, а, напротив, озарил все последующие годы жизни ровным и сильным пламенем любви к Тому, Кто изрёк: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Итак, именно здесь, в строительных войсках будущий пастырь освоил не одну трудовую науку: получил навыки и каменщика, и штукатура и сантехника. Оканчивал же службу в стройбате усердный солдат бригадиром каменщиков. В будущем все эти навыки ему очень пригодились, когда приходилось обустраивать реставрируемый храм. По окончании трёхгодичной воинской службы, прежде возвращения домой, возмужавший демобилизованный солдат-срочник в первую очередь зашел в храм помолиться. Он представлял себе длинную, но приятную дорогу домой, к предгорьям «седого» Урала… . Правда, как вскоре выяснилось, денег на столь дальний путь было недостаточно. Помолившись в церкви, Николай решил подойти к местному епископу с просьбой… о денежной помощи, обещая вернуть долг по прибытии домой. Владыка, т. е.» глава и сердце» всех православных приходов данной области, был вполне доступен и внимателен. Он помог молодому человеку и дал недостающую сумму денег для приобретения билета. Но каково было удивление архиерея, когда через месяц он получил письмо от Николая Курсанина со словами благодарности и деньгами, взятыми прежде на дорогу домой. Видимо, просили многие, а возвращали единицы.

Отслужив «срочную» и благополучно вернувшись в родные места, Николай восстановился на учёбу в Московскую Духовную Семинарию. Успешно закончив обучение и, не откладывая дело «в долгий ящик», он в 1960 г. поступает в Московскую Духовную Академию, которую оканчивает экстерном в 1964 году в степени кандидата богословия. Его кандидатская диссертация «Учение о пастырстве в творениях святителя Григория Богослова» впоследствии была напечатана в журнале «Богословские труды» Московской Духовной Академии.

Отец Николай и матушка Валентина Курсанины

Но, закончив Семинарию, так сказать, единолично, дальнейшее обучение в Академии о. Николай постигал уже вдвоём с молодой женой: верной помощницей ему как, в частности, в учёбе, так и в целом по жизни. Таковая учёба «на двоих», действительно, облегчилась, ибо в 1960 году, по окончании Семинарии, Николай Адрианович женился на выпускнице Сельскохозяйственного техникума г.Кунгура Валентине Константиновне Садковой. Супруга-то и помогала затем о. Николаю, распечатывая и отсылая тексты курсовых работ в Академию. Тесть Николая Курсанина — отец Валентины Садковой, Константин Федорович, был усердным и активным прихожанином Всесвятской церкви г. Кунгура.

Вскоре, после свадьбы молодых, 17 сентября 1960 г., епископ Павел (Голышев ) рукоположил Николая Курсанина в сан диакона. Первый год диаконского служения прошёл в г. Оса под покровом Пресвятой Богородицы в храме в честь Её иконы «Казанская». Прослужив в Казанском храме на юге Пермской области год и два месяца, молодой 29-летний диакон в конце ноября 1961 года Пермским архиереем был направлен на север, в с. Городище под Соликамском: так же, в Богородичный храм в честь иконы «Знамение». Можно предположить, что данное решение было принято не без влияния и светских властей, которые, видимо, предполагали, что молодая верующая семья сломается, не выдержав бытового неустройства и погодных условий уральского севера.

В те годы многие в стране ещё и не предполагали, что время правления Никиты Сергеевича Хрущева были уже на излёте. Неудивительно, что козни против верующих и в центральных областях СССР, и в глубинке не утихали.

Так, например, в 1961 году, выполняя решения Политбюро, Соликамский горком партии закрыл Богоявленскую церковь в историческом центре г. Соликамска. А для «отправления религиозного культа», как в те годы выражались, для верующих передали храм в с. Городище, в 6-ти километрах от города. Настоятелю закрытой Богоявленской церкви, протоиерею Виталию Субботину немногое удалось перевезти в Городищенский храм. Вскоре о. Виталия перевели из с. Городище на другой приход, настоятелем же Знаменской церкви был назначен протоиерей Владимир Пастухов, а вторым священником Виталий Крапивин. Храм в Городище, вдали от городских властей, простояв закрытым около двух десятков лет, сохранился внутри, да и снаружи достаточно хорошо. Служить здесь начали вскоре после закрытия Богоявленской церкви. Но, всё же необходимо было всё почистить, помыть, подкрасить. К наведению порядка и чистоты и приступили прихожане во главе с батюшками Владимиром и Виталием. Поначалу не было и отопления, пришлось поставить печь-времянку.

Приблизительно через год-полтора здоровье настоятеля, о.Владимира Пастухова пошатнулось, и ему пришлось уйти за штат, на покой. Некоторое время здесь послужил диаконом Николай Тетерин, ныне один из старейших священнослужителей Пермской митрополии. Немного прослужил в Знаменской церкви и о. Виталий Крапивин, которого затем назначили в храм г. Нытва. Впоследствии, вспоминая первые годы своего диаконского служения, о.Николай Курсанин с глубокой признательностью и уважением вспоминал своих наставников, в том числе и осинских священников: о.Михаила Вахрушева и о. Александра Безукладникова.

Пришло время, и Пермским Архиепископом Сергием (Лариным) 18 сентября 1963г. диакон Николай Курсанин был рукоположен в сан иерея и определён вторым священником всё той же цекви в с. Городище. Спустя ещё два года 33- летний священник назначается настоятелем того же храма и одновременно благочинным 3-го округа. Действующие (да и пустующие, полуразрушенные) храмы этого благочиннического округа были разбросаны по огромной территории: от Ныроба на севере Пермской области до Лысьвы и Чусового на южном направлении.

Протоиерей Николай Адрианович Курсанин (10.12.1932г.-15.07.1991г.), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Городище, благочинный 3-го округа Пермской и Соликамской епархии за три десятилетия священнического служения стал добрым пастырем не только для прихожан Знаменской церкви, для верующих г.Соликамска и г.Березники, но и для всего Соликамского благочиния.

Вечная память духовному пастырю!

This slideshow requires JavaScript.

С благодарностью Господу Богу и с добрым словом о приснопоминемом пастыре приносится сей «венок» воспоминаний от собратьев-священнслужителей, от многочисленных благодарных духовных чад, от родных десятерых детей со внуками и правнуками, которыми благословил Господь Бог приснопоминаемого протоиерея Николая и здравствующую матушку Валентину!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*