По стопам Христа Спасителя

В чем смысл паломничества, какова его история и традиции, с какими трудностями приходится сталкиваться сегодня — наш разговор с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Соликамской епархии игуменом Корнилием (Ефимовым).

— Отец Корнилий, что же такое паломничество?

— Православное паломничество — давняя и почитаемая в нашем христолюбивом народе традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи». Этой традиции во все века следовали церковные иерархи, пастыри, монашествующие и многочисленные миряне, стремившиеся поклониться православным святыням и вознести пред ними горячую молитву.

Сейчас, после длительного богоборческого периода, в нашем народе вновь растет стремление посетить места земного подвига Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божьих. Многие тысячи богомольцев, как и столетия назад, отправляются в паломничество, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное врачевание.

Путешествие ко святым местам — это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу.

— Паломничество — достаточно новая сфера деятельности для современной Русской Церкви. Какие проблемы существуют в этом сегменте церковной жизни?

— Я не согласен с Вами. Паломничество, хоть и в усеченном виде, присутствовало в жизни нашей Церкви всегда. Сама жизнь Церкви — это паломничество ко Христу. Ну, а проблемы, безусловно, имеют место. Церковные издания и листовки в храмах полны объявлений о паломнических поездках, но на этом основании обольщаться иллюзиями, что паломничество уже хорошо развито, не стоит. На деле работы еще очень много, и, кроме того, время ставит перед нами новые вопросы.

Православных священнослужителей весьма тревожит деятельность частных предпринимателей, занимающихся религиозным туризмом. Не все из них остаются в рамках приемлемого для такой формы деятельности культурологического рассказа. Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход.

— В свое время святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что интеллигенция наша больна неверием, а народ — суеверием.

— Да, действительно, это пагубное явление сегодня приобретает новые формы.
Традиция паломничества освящена стопами Самого Христа Спасителя. В поездках по монастырям задается много вопросов об известных тамошних духовниках, причем именно в связи с возможностью предсказаний. Часто в целовании мощей видят не исповеднический акт, не испрашивание молитвенной помощи у святого, а некий аналог физиопроцедуры. Как следствие, люди стремятся задержаться у мощей подольше — не для молитв, а для получения большей «дозы энергии».

Можно заметить, что экспансия рационализма в духовную жизнь паломников выражается в их стремлении измерить благодать физическими и математическими характеристиками, пропорциями, дозами и интенсивностью. Благодать представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат конкретных физических действий. Магизм проявляется в том, что паломник надеется получить желаемое одной силой своего желания и какой-нибудь причудливой последовательностью ритуальных действий.

— Как вы считаете, в чем причина такого отношения к паломничеству?

— Думаю, что современное человеческое сознание сопротивляется проповеди Евангелия, ведь следование за Христом предполагает в первую очередь изменение самого себя, а это — большой труд. Этот труд заключается не в самоублажении, а в понуждении себя к несению креста, в преодолении плотского начала духовным. Этого сейчас люди стараются избежать всеми силами. К сожалению, порой люди едут в паломничество, совершенно не представляя, что это такое. Они не брали до этого в руки Евангелие и не знают, что там сказано. Многие не вполне осознают, Кто для них Христос — учитель, пророк или Бог Слово, «пришедый в мир нас ради и нашего спасения».

— А может, с этого объяснения и нужно начинать?

— Да, нужно вести разъяснительную работу для детей и взрослых на приходах, в органах печати, причем не только епархиальных, а, по возможности, и в светских. Нужно рассказывать именно о сути паломничества, о значении паломничества.

Теперь при отправлении паломнических групп от нашей епархии мы будем собирать паломников и рассказывать им о месте, в которое группа собирается поехать, о том, с какой целью православный человек вообще совершает паломничества. Преодоление суеверий и невежества возможно только через духовное просвещение, так было всегда, и это не утратило своего значения сегодня. Паломнические группы на всем пути следования будет сопровождать священник. А перед совершением путешествия будет служиться молебен о путешествующих. И, конечно, все это будет совершаться с благословения правящего архиерея, архиепископа Соликамского и Чусовского Зосимы, ибо по словам святителя Игнатия Богоносца из Послания к Филадельфийцам «без епископа ничего не делайте».

— В чем отличие религиозного туризма от паломничества?

— Отличие принципиальное. Если в двух словах, паломничество — это поклонение святыням, а религиозный туризм — знакомство с ними, причем именно как со святынями, а не просто как с искусством (архитектурой или иконописью).

Преодоление суеверий и невежества возможно только через духовное просвещение
Религиозный туризм часто смешивают с туризмом познавательным (в мировой классификации существует такой вид туризма, когда людям рассказывают об истории, архитектуре посещаемых объектов). Но религиозный туризм — это абсолютно другое направление туристской деятельности. Его традиции базируются, прежде всего, на православном паломничестве, потому что католическое паломничество совершенно иное по духу, не говоря уже об исламском хадже. То есть религиозный туризм, являясь все-таки туризмом, ближе к паломничеству. Это, если можно так выразиться, такое паломничество для «чайников», то есть для тех людей, которые еще не воцерковлены и не дозрели до настоящего паломничества, но познавательного туризма для них уже мало. Именно для них и существует религиозный туризм, посещение святых мест в познавательно-просветительских целях.

— Отец Корнилий, какие цели ставятся при организации службы?

— Сейчас, когда мы слышим слово «паломничество», в нашем сознании возникают образы Святой Земли, монастырей Афона. И это правильно. Но только «зарубежным паломничеством» мы ограничиваться не будем. Наша епархиальная паломническая служба создана прежде всего для того, чтобы раскрыть для верующих свою российскую историю. Мы плохо ее знаем, у нас теоретическое краеведение, и еще до сих пор мы пользуемся догмами советской истории, что явно видно в работе светских экскурсоводов, которые рассказывают о градостроительной истории наших городов, а не о Городе как духовном феномене российской жизни.

Советская культура не видела ничего уникального в наших городах и селениях: Москва — форпост, Печеры — архитектурный ансамбль монастыря и только, и т.д. и т.п. А Русь уникальна в своей православной вере, все российское краеведение — это жизнь Церкви, это практическое богословие, паломничество в чистом виде. Поэтому мы хотим, чтобы это было качественное паломничество и человек, знакомясь с богатым православным историческим и культурным наследием нашей земли, с нашим мировоззрением, одновременно знакомился и с православной верой.

— У мусульман есть призыв, что каждый должен хоть раз в жизни совершить хадж.

— Это не в нашей традиции. Русское православное паломничество не связано с практикой одновременного массового хождения, приуроченного к определенному сроку. Да, конечно, люди едут в паломничество на Пасху, на Рождество, очень много людей паломничают во время постов. Но и в византийской традиции не было такой установки, что в Иерусалим сходить надо. Скорее даже в России хождения в Святую Землю, странники, «калики перехожие» в большей степени стали частью духовной жизни и культуры, чем в Византии. Но это не есть духовная обязанность христианина.

— А сами-то Вы, наверное, часто отправляетесь в паломничество?

— Да, достаточно часто. И по России, и на Афон, и по другим местам. Но точно могу сказать, что всех святынь обойти в этой жизни никому, конечно, не удастся…

Сайт Паломнического отдела: http://palom.pravorg.ru/

Все публикации нашего сайта в рубрике «ПАЛОМНИЧЕСТВО».

Количество просмотров: (5)