Родник духовный

О таинстве Соборования (Елеосвящения)

Сейчас идёт Великий Пост. В этот пост практически во всех храмах совершается таинство Елеосвящения или, как его называют в народе – Соборования.

Основанием для утверждения этого таинства служат слова апостола Иакова, который пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он сделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». (Иак. V:14-16)

И так, поговорим немного о таинстве Святого Елеосвящения.

I. Таинство Соборования или Елеосвящения (Молитвомаслия) является одним из самых малоизученных таинств Православной Церкви. Если о Таинствах Евхаристии, Покаяния, Крещения, Брака существует множество богословских трудов и исследований, в том числе и современных богословов, таких как профессор А. И. Осипов, доцент МДА протоиерей В. Асмус, священник Д. Пашков и других, то о Таинстве Соборования нет практически ничего, за исключением классических объяснений из курса семинарии и практических рекомендаций – в виде принятого от 26 декабря 2012 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви «Последование Святаго Елея, совершаемого поскору».

Такая малоизученость чинопоследования Таинства Молитвомаслия вероятно сложилась из-за редкого его применения в дореволюционное время. Как известно, до революции Соборование совершалось на дому исключительно над болящими, и только в ХХ в. оно снова возвращается в храм. Малоизвестность и малоизученость этого Таинства дало почву для рождения разных суеверий относительно оного, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: «Негодных бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4; 7). Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен.

Ниже, разбирая содержание молитв Таинства Елеосвящения, постараемся выяснить их основной смысл и разбить все суеверия.

II. Если кратко обобщить смысл всех молитв Таинства Соборования, то все они говорят о проявлении Божией любви к страждущему человек, причём, страждущему не только телесными болезнями, но и душевными недугами. «Даяй избавление грехов святым Твоим Отроком Иисусом Христом, паки рождей нас от греха, просвещаяй слепыя, исправляяй низверженныя, любяй праведныя и грешныя милуяй…» ; «…наказуяй и не умервщляяй, утверждаяй ниспадающия и возводяй низверженныя, телесныя скорби исправляяй человеков…» «…сирот Отче обуреваемых пристанище, недугующих Врачу…»

Невозможно не заметить в содержании молитв этого Таинства пересказа некоторых событий из Священного Писания, а в некоторых местах Евангелие прямо цитируется, как, например, «приемшим Тя дал есть власть чадом Божиим быти» [А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими] (Ин. I:12); «не приидох призвати праведныя, но грешныя в покаяние» [Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.] (Мф. IX:13); «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» [Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся](Лк. XV:10); «приимите Духа Святаго; имже аще оставите грехи, оставятся им» [Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.] (Ин. ХХ:22-23)

Также кратко пересказывается смыл Евангельских притчей и события Священной истории: притча о заблудшей овце: «Ты еси, овча взыскавый заблуждшее» (Мф. XVIII:12-13); о потерянной драхме: «Ты еси, погибшую драхму прилежно взыскавый и обретый» (Лк. XV:8-9); притча о двух должниках: «долг даровавый двема должникома» (Лк.VII:41); прощение Христом раскаявшейся блудницы: «иже блудницы честнеи Твои нозе слезами омочившия не возгнушавыйся» (Лк. V:38-50); исцеление кровоточивой: «источник кровоточивыя дванадесятолетен бывший исцеливый» (Мк. V:25-34); изгнание беса из дочери хананеянки: «дщерь Хананеину от лютаго демона свободивый» (Мф. XV:22-28); исцеление и прощение парализованного человека: «исцеление разслабленному даровавый, со оставлением грехов его» (Мф. IX:2-7); оправдание Закхея мытаря: «мытаря словом оправдавый» (Лк. XIX:2-10); исповедание на кресте благоразумного разбойника: «разбойника в последнем его исповедании приемый» (Лк. XXIII:40-42); обращение ап. Павла: «хульнаго гонителя, великаго Павла покаянием приемый» (Деян. IX:4-6); покаяние ап. Петра: «Петра верховнаго и апостола Твоего, отвергшагося Тебе трижды, покаянием приял еси, и обещал еси ему, глаголя: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, и дам тебе ключи Царствия Небеснаго» (Мф. XVI:18). Также воспоминаются события из Ветхого завета, как покаяние и прощение Давида и ниневитян: «Ты бо, Господи, в Ветхом Завете положил еси покаяние грешным, Давиду, и Ниневитяном, и прежде тех бывшим» (2Цар. XII:13 и Ион. III:8)

Все упомянутые события Священной истории объединяют две вещи: 1) все они говорят о милосердии со стороны Бога к страждущему и согрешившему человеку, и 2) во всех приведённых выше событиях проявляется добровольное обращение человека к Богу. Только в том случае на человека изольётся Божие милосердие и благодать, если он добровольно от всей души обратится к Нему. В ряд ли бы блудница получила прощение, если бы не припала к ногам Христа; в ряд ли бы получила исцеление кровоточивая, если бы не поверила и не прикоснулась ко Христу; не исцелился бы парализованный, если бы не вера его друзей; не был бы оправдан Христом Закхей мытарь, если бы не изменил своё сердце перед Богом; не вошёл бы разбойник в рай, если бы от всего сердца не исповедал Христа; и ап. Пётр не был бы восстановлен в апостольском звании, если бы не принёс покаяние. Всех этих людей объединяла вера и любовь к Богу, что и требуется от нас. Ведь первосвященники и фарисеи потому и остались неисправленными, что не поверили во Христа и не открыли Ему своей души, потому и неспособны были воспринять Божию милость и получить прощение от Бога.

III.      1) Хочется выделить в содержании молитв Таинства Соборования сотериологический аспект. Как известно, любое Таинство Церкви, принимаемое с благоговением, содействует спасению души человека, не исключение из этого и Таинство Елеосвящения, его молитвы наполнены призывом к Небесному Отцу даровать прощение грехов и спасение страждущему. «в совершенное избавление грехов его в наследие Царствия Небеснаго» ; «низпосли Твоего дара исцеления, и оставление грехов» ; «исцеление даруй, подая ему [или ей] оставление грехов, и прощение согрешений, вольных же и невольных» ; «презри яко непамятозлобивый Бог согрешения его вся; свободи его от вечныя муки» ; «Не бо создал еси человека в погибель, но в снабдение заповедей Твоих, и живота нетленнаго наследие» В содержании молитв замечена одна особенность: рядом с прошением об исцелении от недуга идёт прошение о прощении грехов, отсюда сам собой напрашивается вывод: болезни наши – хотя и не всегда – от грехов наших, пример тому исцеление расслабленного Христом. Только после слов Христа «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. IX:2) расслабленный встал с постели. Да и у святых отцов есть выражение: «Чем грешим, тем и болеем». Болезнь – это проявление смерти в этом мире, а смерть – это следствие греха. Святитель Макарий Московский, размышляя о связи греха с болезнью, писал: «Грех посеял семена болезни в природе человеческой, и эти семена передаются от родителей к детям» По этому, в Таинстве Соборования Церковь молит, чтобы Господь даровав исцеление страждущему, устранил бы и причину болезни – грех.

2) Также в содержании молитв Таинства Соборования присутствует и нравственный аспект, я бы даже сказал, «нравственно-учительный». Во-первых, все приведённые выше истории из Священного Писания, подают нам пример, как христианин должен веровать и стремиться ко Христу. Во-вторых, в содержании самих молитв идёт как бы нравственный призыв человеку стать духовно чище, нравственнее, святее. «во еже быти нам Христову стаду, царскому священию, языку святому» ; «да совлекшеся мирских похотей, умрем греху, и поживем правде» ; «даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою» ; «поработает Тебе со всяким благодарением» ; «уста его Твоего хваления исполни; устне его отверзи к славословию имене Твоего; руце его простри к деланию заповедей Твоих; нозе его к течению благовествования Твоего исправи; вся его уды и мысль Твоею укрепляя благодатию» ; «Не бо создал еси человека в погибель, но в снабдение заповедей Твоих, и живота нетленнаго наследие» . Да и вообще, все молитвы Таинства Елеосвящения говорят о неизреченной любви Божией к человеку, наставляя человека уподобляться Христу.

IV. Разобрав содержание молитв Таинства Соборования, мы увидели, что по своему содержанию они пропитаны духом любви к страждущему человеку, а также духом стремления страждущего человека к Божеству, стремлением уподобиться Богу. По своему содержанию эти молитвы носят покаянно-умилительный характер, в них нигде не говорится о наказании или смерти, как думают суеверы, но наоборот, говорится об исцелении и прощении, о восстановлении человека в первозданном достоинстве и уподоблении своему Первообразу. Из-за такого содержания молитв Таинство Соборования можно назвать самым умилительным Таинством Православной Церкви.

Готовиться к таинству Соборования необходимо с покаяния, поэтому, накануне постарайтесь побывать на исповеди. Именно поэтому апостол Иаков призывает признаваться, то есть каяться в своих проступках. Конечно, после совершения таинства может быть исцеления от болезни и не произойдёт, но, если таинство будет принято с верой и покаянием, то Господь по Своему человеколюбию обязательно пошлёт Свою благодать, которая может проявиться или в ослаблении болезни, или в даровании терпения, или ещё в чём-то другом.

Протоиерей Алексий Хамьянов


Источники:

1. Требник – М. Издательский совет РПЦ, 2006

Литература:

1. «Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси. » М., 2002.
2. Журнал №130 заседаний Священного Синода РПЦ [Электронный ресурс]. — Электрон. ст. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html
3. Таинства Церкви. [Электронный ресурс]. — Электрон. ст. — Режим доступа: http://pokroov.prihod.ru/tainstva/view/id/1139907


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*