Родник духовный

Неделя мясопустная, о Страшном суде

Минуя одну неделю за другой, мы, дорогие братья и сестры во Христе, вступаем в следующую подготовительную неделю к Великому посту, именуемую неделей о Страшном Суде.

В этот день Православная Церковь, подготавливая христиан к предстоящему времени духовной брани, предлагает нам слова Господа нашего Иисуса Христа о неминуемом для всех нас Страшном Суде:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.  Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25:31-46).

Если в прошлые подготовительные недели Церковь предлагала нам притчи Христа, то ныне мы читаем прямое пророчество Господа о предстоящем событии. Слова Христа «во славе Своей» и «сядет на престоле славы Своей» говорят о характере Его пришествия. Первое пришествие Его было с крайней кротостью и смирением. В Свое первое пришествие Господь приходил спасти людей, указывая нам путь в жизнь вечную и Своей Жертвой на кресте искупить грехи всего человеческого рода.

В первое пришествие Он даровал людям всё необходимое для спасения в избытке, ничем не обделив никого. Во второе же Свое Пришествие Он придет как Царь со всеми своими подданными – святыми ангелами, держать спрос с каждого человека – как использована Его благодать и чего достиг с её помощью каждый из живших, живущих ныне и будущих жить на земле. Говоря о разделении собравшихся на суд людей, Господь приводит пример: «как пастырь отделяет овец от козлов». И здесь Господь применяет понятные для людей образы.

Овцы и козы отличаются не только внешне, но и по поведению. Овцы имеют белую, густую, длинную, широко востребованную в хозяйстве шерсть. Из овечьего молока делают сыр. Т.е. дают обильный плод своему хозяину. Важно отметить, что названы только животные женского пола – овцы, а не бараны. Ибо овцы, при всех своих дарах, кротки и беззащитны, а бараны имеют мощные рога и часто ими пользуются в выяснении отношений. Среди коз упомянуты только лишь козлы.

В те времена эти животные имели преимущественно шерсть тёмного цвета – образ греховной замутнённости, и скудную по густоте и длине. Следовательно, при бодливом характере, непригодной шерсти и отсутствии молока, козлы малополезны для человека. Не маловажно и то, что козы и козлы могут пастись сами по себе и приходить обратно на скотный двор не требуя пастуха. Это, своего рода, образ гордых, самонадеянных людей, не требующих Пастыря. Овцы же не отличаются самостоятельностью и им для сохранности необходим пастух. Здесь можно увидеть образ людей кротких, смиренных, всегда уповающих и надеющихся на своего Путеводителя. Нетрудно понять, что под овцами имеются в виду праведники, а под козлами – грешники. Сейчас и те и другие живут вместе и понять кто есть кто не всегда возможно, особенно если учесть тот факт, что в течении жизни человек может измениться. Тогда же Серцеведец Господь истинно разделит тех от других далеко друг от друга, и порой Его определение будет вызывать недоумения.

Разделив всех людей по разные от себя стороны, Христос обращается к стоящим по правую сторону: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Вот слова, которых должен вожделеть человек всем своим существом! Господь не только приглашает их, но и говорит «наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Эти слова говорят о том, что все блага рая были созданы для них ещё до появления человека на земле; что человек создан не для жизни на земле полной труда, скорбей, слез и болезней, а для блаженства в райских обителях. За что же дается такое наследство? За строгий пост? За изнуряющие бдения? За какие-либо другие аскетические подвиги?

Далее Христос говорит причину наследования: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Царство Небесное дает Господь за любовь, за сострадание и помощь страждущему. За соучастие в земных скорбях ближнего, за не равнодушие к его судьбе, имеющее временную ограниченность, дает Господь вечное и безграничное. Преподобный Серафим Саровский однажды сподобился милости от Господа и увидел Царство, к наследованию которого призывает Христос.

Вот его слова: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам Апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются души праведных».

Слова праведников «когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» говорят о том, что праведник должен забывать совершенные добрые дела. Они должны совершаться естественно, непринужденно, в какой-то степени даже рефлекторно, и поэтому не выглядеть в жизни человека чем-то из ряда вон выходящим. Такие дела не задерживаются в памяти и этим подтверждают слова Христа: « У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф.6:3). В Своём ответе на благое недоумение праведников Господь дает понять всем нам, что в каждом человеке, которого мы видим или о котором знаем, нуждающегося в чем-то, в чем мы в состоянии помочь, мы должны видеть Самого Христа. Как же счастливы те, кто имеет таковое устроение сердца!

Во истину страшные слова услышат стоящие по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…». В этих страшных словах, однако, можно увидеть любовь Господа к человеку. Он не создавал ада для человека. Человек чужой для ада. Ад создан для родителя всякого зла – падшего херувима, именуемого сатаною, и для падших с ним ангелов, именуемых демонами и бесами. Из приводимой Господом причины обречения грешников на адские муки можно сделать вывод о том, насколько страшно человеческое равнодушие к скорбям и страданиям другого человека. Здесь раскрывается вся гибельность оправдания «я ничего плохого не делал(а)», которое, к сожалению, так популярно среди людей. Не совершившие добрые дела обрекаются на вечные мучения наравне с диаволом и бесами. Отсюда можно заключить, что не творение дел милосердия является злом не меньшим, чем убийство, воровство, распутство, растление и прочие мерзкие дела.

Суд Божий называется Страшным. Страшен этот суд своей неподкупностью, выявлением самых тайных и постыдных дел, своею чистотою и истинностью, своей неотвратимостью, своей окончательностью. Что такое земная жизнь человека по сравнению с вечностью? Лишь «миг между прошлым и будущим», как поется в известной песне. Жизнь утекает от нас в каждый момент времени, приближая нас к этому страшному моменту истины, когда дела наши будут оцениваться Самой Истиной – Любовью.

Вот такое поучение предлагает нам наша Церковь, дабы никто не пребывал в забытьи и ложном представлении о «всепростительности» Господа. Бог есть Любовь, но Он же есть и Суд. Вот о чем должен задумываться христианин в преддверии Великого поста. Когда человек слышит о таком суде над ним, до блинов ли ему? До разгулья и веселья с пьянством и кулачными боями? Не разумно ли будет провести эту неделю в размышлениях о своей жизни? Отсутствие постных дней на этой неделе было бы правильней использовать на посещения одиноких людей, на угощения тех, кто не вкушает нормальную пищу. Одним словом, на дела милосердия. Да не окажемся стоящими по левую сторону от Господа на Его Страшном суде.

Иерей Вячеслав Гудков

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*