Историческое наследие

День Девятой пятницы

Одной из культурных традиций города Соликамска, можно сказать, его особенностью, было проведение большого количества крестных ходов. Самым массовым и почитаемым был крестный ход в День Девятой Пятницы по Пасхе. Если при проведении прочих крестных ходов всё действо этим и ограничивалось, то в День Девятой пятницы крестный ход являлся только началом праздника. Для старого Соликамска это был своеобразный День города.

Когда же в нашем городе появился этот праздник? Исследователям не сразу удалось добраться до истины. Лишь после изучения всех сохранившихся Соликамских летописей удалось найти точный ответ на этот вопрос. В 1547 году Соликамск сильно пострадал от очередного набега. На этот раз его разорили ногайцы. Местная летопись так отразила это событие: «… Того же года в Соли Камской бысть от тех ногайских татар в день мясопуста, месяца мая 25 числа, от кровопролития немалый урон. Здешних посадских и крестьян по переписи побитых 886 человек, оставшиеся в живых того же мая 30 дня с божьей помощью татар прогнали в пяток девятой недели по Пасхе». В память обо всех погибших и о том, что освобождение от набега произошло именно в Девятую пятницу после Пасхи, соликамцы дали обет ежегодно в этот день проводить крестный ход.

Крестный ход на 9-ю Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина, начало ХХ века.

Первоначально событие ограничивалось только проведением крестного хода. Он начинался от Троицкого Собора. Здесь собирался народ из многих населённых пунктов, причём иногда удалённых за сто и более километров. В этот день специально приносились иконы Знамения Божьей Матери из с. Городище, Николая Чудотворца из с. Ныроб. Из Воскресенской церкви — икона Параскевы Пятницы, из Троицкого Собора — иконы Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца.

Крестный ход на 9-ю Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина, начало ХХ века.

От Троицкого Собора крестный ход шёл вокруг города, останавливаясь за алтарём каждой церкви. Ещё одну остановку делали у Турунтаевского родника. Там служили молебен и кропили всех родниковой водой. После чего возвращались на площадь перед Собором и соседней Воскресенской церковью. У этой церкви служили молебен и литургию Параскеве Пятнице.

Крестный ход на 9-ю Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина, начало ХХ века.

Со временем эта традиция стала приобретать новые черты.

В конце XVIII столетия Соликамск находился в глубоком экономическом кризисе, а торговля, за редким исключением, носила местный характер. С целью привлечения купцов в Соликамск, начиная с 1794 года, проводилась новогодняя ярмарка. Но купцов она не привлекала: выручка от продаж была невеликой. В начале XIX столетия ярмарку перенесли на более удобное время — Девятую Пятницу после Пасхи, когда в Соликамск собирались жители из ближних и дальних селений уезда и других городов. Так у Девятой пятницы появилась ещё одна традиция — проведение ярмарки.

Кроме местных торговцев и предпринимателей, в Соликамской ярмарке на Девятую Пятницу участвовали купцы из Перми, Усолья, Кунгура, Чердыни, Ильинского. Соликамские купцы под торговлю занимали два Гостиных двора, стоящих на площади. Больше всего места отводилось купцу Сабашникову. Он продавал железоскобяные товары, медную посуду, швейные машинки. Купец Нестеров торговал подсвечниками, керосиновыми лампами, абажурами, фарфоровой и стеклянной посудой. Александров продавал на ярмарке модные галантерейные товары. Один из самых богатых и влиятельных купцов Соликамска, помимо традиционных для уральской глубинки товаров, предлагал мануфактуру, канцелярские принадлежности, продукты питания, а также открытки с видами города. На прилавках Соликамского общества потребителей можно было найти буквально всё: самовары, керосин, мебель, шали, платки, ученические принадлежности, конфеты, сахарные головы, чай, кухонную посуду, обувь.

Приезжие купцы ставили на Торговой площади палатки в 3-4 ряда. Больше всего палаток было у купца Пономарёва, торговавшего мануфактурными товарами. Огромное количество тканей (только сатиновых в его каталоге значилось 2 тысячи разновидностей), плюс пуговицы, заколки, шкатулки для рукоделия… Если покупатель не мог выбрать ткань по вкусу, но понравившийся материал имелся в каталоге, купец в течение двух недель гарантировал доставку нужной ткани на дом покупателю. Значительное место занимали палатки «Варшавского магазина готового платья» Рутман и Сечкина. Чердынские купцы привозили на ярмарку точильный камень и рыбу печорского лова. Продавали даже живую рыбу, для чего прямо на площади ставилось что-то среднее между огромной бочкой и маленьким бассейном.

Крестьяне составляли самую многочисленную категорию как продавцов, так и покупателей. В основном они привозили на продажу продукты питания. Был и «эксклюзивный» товар: из д. Анкушиной — глиняная посуда, из д. Косолаповой — сохи, из деревень, лежащих за р. Потымкой, — деревянную долблёную посуду, из закамских деревень — кожаную обувь и пр.

Во второй половине XIX века к ярмарочным дням стали приурочивать различные культурные мероприятия. В течение трёх вечеров, пока шла ярмарка, на специально построенной летней эстраде в заречном парке показывали спектакли, либо отрывки из них. Представления да-вали приезжие труппы артистов из Перми и Екатеринбурга. В начале XX столетия появились и свои само-деятельные труппы с винного завода, земской управы, солеваренного завода Касаткина. К дню Девятой пятницы приурочивал приезд в Соликамск цирк Камбарова из Поволжья. Свой шатёр они раскидывали прямо на торговой площади.

Местные жители готовились к Дню Девятой пятницы заранее. Молодые парни появлялись на улицах города в новых рубахах-косоворотках, картузах, до блеска начищенных сапогах. Девушки надевали яркие сарафаны или кофты с юбками, в косы вплетали алые ленты. Крестьяне, отправляясь в эти дни в город, мыли, чистили коней, запрягали новой упряжью, расписными дугами с колокольцами.

На Торговой площади стояла чайная вездесущего купца Грибушина. Любой желающий мог здесь пообедать. Спиртных напитков на самой Торговой площади не продавали. Для этого на правом берегу реки Усолки в заречном парке имелся специальный винный ларек.

На ярмарке Девятой пятницы ежегодно проводились выставки сельхозинвентаря, скота, здесь же можно было приобрести брошюры или получить консультации о новых сортах растений, новых методах в агрономии и животноводстве. Благодаря проведению этих выставок, в Соликамске в 1913 году открыли сельскохозяйственный музей. Это был первый музей в городе.

Так продолжалось до гражданской войны. Сначала перестали приезжать цирк и театральные труппы, потом стала затухать ярмарочная торговля. А в 1926 году запретили проводить и крестный ход. Но праздник не исчез. Он продолжал отмечаться церковью. Долгие годы единственной действующей церковью была Знаменская в с. Городище. Туда ежегодно в День Девятой Пятницы собирался народ, конечно, не в таком количестве, как раньше.

В 1990-1991 г.г. в городе вновь попытались возродить эту культурную традицию. Но прежнего размаха старый праздник почему-то не получил. А жаль.

Геннадий Бординских, историк
За калий. – 2010. – 12 июня

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*