Родник духовный

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

Внимая голосу Церкви, приготовляя себя к поприщу Великой Четыредесятницы, мы подступили к последнему рубежу, к последней подготовительной неделе – прощенному воскресенью и воспоминанию Адамова изгнания. Уже сегодня все православные храмы поменяют свои облачения на тёмные, а завтра боголюбивые души услышат приятные сердцу слова канона преподобного Андрея Критского: «Помощник и покровитель и бысть мне во спасение…».

Как и в прошлые воскресения, Церковь, в наше назидание, предлагает душеспасительные слова Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня нам предлагаются слова о том, как следует начинать пост и как его проводить:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф.6:14-21).

Как сказано выше, это воскресение называется прощенным. Во время предстоящего поста мы будем стараться побороть в себе наши страсти, наши не добрые привычки, будем просить Бога о помощи в этом и, чтобы Он простил нам наши грехи. Первые слова предложенного нам Святого Благовествования говорят о закономерности в прощении грехов: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Итак, чтобы начать борьбу со всем тем, что отдаляет нас от Бога, и чтобы эта борьба имела смысл и принесла плоды, нам нужно примириться со всеми кому мы причинили зло умышленно и неумышленно. Очень хорошо истолковал эти слова Господа святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Из этих слов Господа вытекает само собою заключение, что верный признак отпущения нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас. Такое состояние производится, и может быть произведено, единственно Божественною благодатью. Оно – дар Божий. Доколе мы не сподобимся этого дара, будем, по завещанию Господа, пред каждою молитвою нашею рассматривать нашу совесть, и, находя в ней памятозлобие, искоренять его вышеуказанными средствами, т.е. молитвою за врагов, и благословением их. Когда ни вспомним о враге нашем, – не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения». Поскольку сердце человека имеет некоторую грубость и дебелость, и мы зачастую не чувствуем причиняемого окружающим людям зла: во взгляде, в интонации слов и пр., то у христиан принят обычай испрашивать прощения у всех прихожан храма и всех, с кем мы имеем или имели какие-либо дела. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем послании сказал о человеке и Боге очень ёмкие слова: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8).

Невозможно нам будет примириться с Богом, если в нашем сердце живёт зло по отношению к людям. Но если мы, борясь с самими собой, перешагивая через свою гордыню примиряемся с причинившими нам зло и просим прощения, если сами причинили зло другим, тем самым мы восстанавливаем в себе и в своей жизни закон Божественной любви, становимся ближе к Богу. Грех разъединяет людей. Во время, когда зло существовало лишь в ангельском мире, когда Адам жил в Эдемском саду, будучи безгрешным и бессмертным, он, когда впервые увидел сотворенную ему в помощницу Еву, произнес слова: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт.2:23-24). Какое согласие, единение и любовь были между супругами!

Что же мы слышим от него о своей жене после грехопадения? Совершенно противоположные слова, полные осуждения не только её, но и Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Из самого близкого друга, из «одной плоти» она становится искусительницей, врагом, которого послал ему Сам Бог. Грех разлучил не только человека с Богом, но и человека с человеком. Поэтому первым шагом на пути примирения человека с Богом должно быть примирение человека с человеком.

После слов о прощении Господь говорит о том, как нужно себя вести во время поста: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Здесь говорится о людях, желающих иметь о себе мнение других людей, как о людях высокой духовности, ревнителях благочестия и т.п., чтобы пользоваться славой и уважением в обществе. Ревнители благочестия того времени – фарисеи, нарочно не умывались, имели печальные лица, не причесывали волос, ходили в грязной одежде и даже посыпали голову пеплом, чтобы показать как глубоко и самоотверженно они постятся. Якобы настолько они погружены в раскаяние и печаль, что им даже не до элементарных манер и приличия. Ту пользу от своего поста, которую они могли бы получить, они губили своей показухой, потому что не от осознания своих грехов, своей мертвости, они имели такой вид, а от желания людской славы. Тщетная, бесполезная людская слава – вот та награда, которую они получали. По цели своих трудов и получали результат.

Цель истинного поста – в порабощении тела духу через подавление потребностей тела. Это значит, его цель сугубо духовна и совершенно не касается земных интересов. В противном случае – пост не имеет смысла. Когда человек приходит к осознанию своей поврежденности, мертвости от греха, в следствии преобладания потребностей тела над духом, тогда он приходит в состояние плача о своей судьбе. В таком положении пост является потребностью души и только тогда он приятен Богу. Но лишь только воздержание от скоромной пищи не принесет человеку пользы. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва». Телесное воздержание без духовного делания ничего не значит. Пост без молитвы — это лишь диета, которая может отразиться лишь на теле. Может быть, это принесет пользу для здоровья, но для души, определенно, пользы от такого поста не будет. Не будет также пользы от поста, если человек, соблюдая все постановления церковного устава о посте, выстаивая долгие службы в храме, будет раздражительным, злым, причиняющим окружающим людям обиды и оскорбления. Без обуздания своего языка, без усилий в терпении немощей ближних, пост будет даже вреден.

Господь также предостерегает своих учеников и от уныния во время поста. Человек, совершая духовное делание, должен радоваться от того, что он приближается к Богу. Печаль, скорбь от скудной пищи, от лишения себя развлечений отравляет доброе дело, представляет Бога жестоким тираном и вместо приближения человека к Нему, наоборот, от Него отдаляет. Пост должен быть соразмерен с силами человека, дабы вместо пользы не принести вред. Но делать пост легким тоже неправильно, т.к. от такого поста не будет никакой пользы. Пост должен быть трудным, но не превышать сил человека.

Слова Христа «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое», разумеется, вовсе не значат, что мы должны непременно намазывать себя какими то маслами или благовониями. Эти слова означают, что мы должны выглядеть как выглядим обычно в своей жизни. Наш вид должен быть бодрым, опрятным и ничем не должен подчеркивать наше духовное делание, «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне». Господь особо говорит о необходимости совершения добрых дел в тайне от людей. Человеческая слава очень опасна в духовной жизни и способна лишить человека награды от Бога. Человек, по причине своей поврежденности, больше склонен к мирским благам нежели к Небесным, и поэтому слава людская для него — огромный соблазн. Принимая славу людскую, кратковременную и суетную, он лишается славы вечной, небесной. Совершая доброе дело в тайне, человек совершает его исключительно для Бога, и поэтому получает награду лишь от Него. Под словами «…и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» нужно понимать, что за искреннее, скрытое от людей, совершаемое исключительно для Бога, доброе делание Господь подает человеку явное осознание прощения грехов и избавления от мучающей страсти. Некоторые толкователи подразумевают здесь Страшный Суд. Когда как сон закончится существование этого мира, Господь за все тайное и скрытое от всех, будет воздавать явно для всех, смотря по делам каждого.

Говоря о славе земной, суетной, кратковременной и о вечной, небесной, Христос подводит к тому, к чему они приводят. Тщеславие заставляет человека обогащаться материальными ценностями, потому что ничто так не приводит к славе и власти, как богатство. Человек настолько начинает ценить деньги и положение, что забывает обо всем и обо всех: о детях, о близких, об общении и др. Дни напролёт человек зарабатывает деньги. Покупает дорогие вещи, обставляет себя красивыми и роскошными предметами. Престиж – вот стимул всех его действий. Холодным потом его обдает одна только мысль о банкротстве и утрате своего положения. Его сердце полностью занимают деньги и власть. Сколько усилий человек прилагает, чтобы все это сохранить. Сейфы, охранные системы, проценты от вкладов – вот о чем думает такой человек. Наверное, каждый, кто имеет хотя бы небольшой жизненный опыт, понимает, насколько это всё не надёжно. Даже если никто у него это не похитит, то неизбежная смерть похитит его самого от всего его богатства и он его потеряет. Покидает такой человек земную жизнь абсолютно нищим. Ведь все его жизненные силы и всё время его жизни были потрачены на земные сокровища, и сердце этого человека привязано накрепко к ним.

Вступает человек в новую для него, загробную, жизнь абсолютно ни с чем. Нетрудно понять, насколько она будет для него ужасна. Так опасна для человека земная слава и богатство. Стремление к славе небесной приводит человека к желанию стяжания богатств на небе. О каком же богатстве на небе говорит Господь? О добрых навыках, о нищете духовной, о покаянии, о кротости, о жажде правды, о милости, о чистоте сердечной, о миротворении и готовности пострадать за правду, т.е. о тех качествах души, которые Господь назвал в Своей Нагорной проповеди. На прошлой недели мы слышали слова Христа: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Одно из церковных песнопений гласит: «Несть Царство Божие пища и питие: но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не: но елицы сокровища своя в руки нищих влагают<…> Сия же вся к наказанию нашему писашася, яко да постящеся благостыню творим, и даст нам Господь вместо земных небесная». Это значит, что все дела милосердия, каждый кусок хлеба, каждый рубль, положенный в руку нищего Христос принимает на свой счёт и это становится нашим несгораемым, не ржавеющим, не изъедаемым и не похищаемым богатством на небе. Человек, прилепляющийся сердцем к небесному сокровищу, его и наследует. Вступает в новую для него, загробную, вечную жизнь богачом.

Первочеловек Адам, будучи безгрешным и бессмертным, имеющим полную гармонию своих чувств, стремлений и сил, не знавший нужды, горя и болезней, в одночасье, по причине акта непослушания, лишился всего. Познал свою наготу, утратил Богодарованную мудрость, лишился гармонии свих сил, воли и чувств, стал смертным. Невозможным и опасным для него стало нахождение в раю. Утративший прямую благодатную связь с Богом, ставший склонным ко греху, по милости Божией лишился доступа к Древу Жизни. Ибо бессмертие для него уже означало бы вечное творение греха и бесконечное отдаление от Бога, сделало бы его подобным демону. Пожелавший без труда стать «как боги» (Быт.3:5) изгоняется из рая, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:23). Возделывая землю из которой он создан, Адам смиряется, понимая кто он и что он есть. Слова Господа: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19), которые кажутся нам проклятием, на самом деле, являлись заботой Бога о человеке. Ежедневный тяжелый труд ради пропитания являлся той солью, которая не давала Адаму духовно разлагаться. Ибо, как гласит пословица: «праздный ум – кузница дьявола».

Огромный труд приходилось прикладывать Адаму, чтобы земля приносила хоть какие-то плоды. Землю, в данном случае, следует рассматривать как человеческую природу. «Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт.3:19) – вот, на что только способна, поврежденная грехом, человеческая природа сама по себе! Без тяжелого труда по возделыванию своей души, своего сердца невозможно добиться даже самых малых добрых плодов. Мы, подобно Адаму, должны возделывать землю своей души, чтобы она приносила добрые плоды. Вспоминая его грехопадение по причине не воздержания, будем стараться в течении поста воздерживаться от удовольствий и развлечений, как телесных, так и душевных. Будем стараться подобно часовому, стоящему на посту и никого без тщательной проверки не пропускающему, тщательно отслеживать свои мысли и желания, чтобы подобно Еве, не впустить в свое сердце вражеское внушение.

Постараемся же, дорогие братья и сестры во Христе, провести это благодатное и душеспасительное время Святой Четыредесятницы не без пользы для души. Проявим усилие над собой в терпении, в молчании, в воздержании по слову Господа нашего Иисуса Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Священник Вячеслав Гудков

TEXT.RU - 65.65%

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*