ОТВЕТСТВЕННАЯ МИССИЯ

В конце сентября по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Зосимы от Соликамской епархии духовник Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой пустыни, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Успенка игумен Савватий (Рудаков) принял участие в научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях». Конференция прошла в Троице-Сергиевой лавре. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации», организатором которой выступил Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Зосимы от Соликамской епархии в этой конференции принял участие духовник Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой пустыни, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Успенка игумен Савватий (Рудаков).

На конференции с докладами выступали:

  • архимандрит Дамаскин (Лебедь), кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии
  • Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор «Современная миссия монастырей в свете древних монашеских традиций»
  • Епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, «Цели и задачи монастырей в условиях современности»
  • Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт «Монастырь и мир: принципы и пути взаимодействия»
  • иеромонах Исидор (Ягодича), представитель Сербской Православной Церкви, проректор Призренской духовной семинарии
  • игумен Петр (Мажетов),настоятель монастыря Свято-Косьминская пустынь «Что такое трезвомыслие»
  • игумен Исаакий (Иванов),настоятель Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупове «Трудности и ошибки в молитвенном делании»
  • Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, в докладе «Молитва и трезвение по учению преподобного Серафима Саровского»
  • игумения Евдокия (Левшук),настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря (Белорусский экзархат). «Волк в овечьей шкуре: самые опасные помыслы для монаха»
  • игумения Сергия (Щербакова),настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино «Оптинские старцы о борьбе с помыслами — советы монахам»
  • игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга «Мир стоит молитвою» (по творениям преподобного Силуана Афонского)

Ведущим круглого стола «На границе двух миров: практические аспекты принятия в монастырь и духовное окормление молодых послушников» был епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря.

В президиуме находились:

  • архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы;
  • игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы;
  • игумения Мария (Сидоропулу), настоятельница женского монастыря во имя великой княгини преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Берлинской и Германской епархии (РПЦЗ);
  • игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге;
  • игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии;
  • игумения Филарета (Калачёва), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.

В первом разделе секции «Любовь к Богу и любовь к ближнему как Евангельская заповедь и ее воплощение в социальном служении монастырей» выступили:

  • архимандрит Феофилакт (Безукладников) «Святоотеческое учение об отречении от мира. Исторический аспект»
  • игумения Алексия (Петрова)«Взаимоотношения монахов с миром в свете монашеских обетов».

Тема, обсуждавшаяся на секции: «Миссионерское и социальное служение монастырей: актуальные вопросы». В этом разделе были представлены доклады:

  • игумении Елисаветы (Поздняковой) «Взаимоотношение насельников монастыря с внешним миром. Современные нормы и традиции»
  • игумена Варлаама (Дульского) «Миссионерство как служение монастыря миру».

После проведения конференции присутствующие поучаствовали в дискуссии, на которой поделились личным опытом и обсудили следующие волнующие вопросы монастырской жизни:

  • Понятие духовного руководства
  • Основные принципы отношений между игуменом и братией
  • Отношение братии к духовному отцу
  • Практические аспекты духовного руководства в монастырях.
  • Монастырский устав
  • Практика совершения исповеди в монастырях
  • Меры духовного воспитания: поощрения и взыскания
  • Трудности и искажения в духовной жизни

 

Основы духовного руководства.

 

Основные принципы отношений между игуменом и братией

 

Духовное руководство должно осуществляться в духе послушания Церкви, в русле святоотеческого учения и монашеской традиции.

Игумен воспитывает братство в строго православном духе: «Прежде всего оставляй сынам твоим в наследие непорочную веру и святые догматы, чтобы тебе не только сынов, но и внуков твоих привести к Господу путем Православия» (преп. Иоанн Лествичник. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец).

Игумен призван:

— следовать в духовном руководстве учению святых отцов от устроении монастырской жизни, уставу обители, а также многовековой монашеской традиции, которая, при всем многообразии и особенностях жизни монастырей, имеет единое основание и цель;

— насаждать в братстве дух единения со всей Церковью, научая братию тому, что монашество может существовать и приносить духовные плоды только в Церкви и через Церковь;

— научать братию почитать священноначалие, исходя из понятий о том, что епископ – это отец Церкви и образ Христа, и его подобает любить, как отца, и молиться за него, несущего на себе все тяготы Церкви.

В соответствии со святоотеческой традицией, игумен призван:

— заботиться о каждом брате с самоотверженной любовью и, подражая Пастыреначальнику-Христу, быть готовым положить за него душу. Преподобный Симеон Новый Богослов обращается к игумену с увещанием: «Пекись о душах, кои имеешь под своим смотрением, как о собственных членах, и будь каждый день живот свой положить за них, если потребуется, и никакого дела мира сего не предпочитай любви к братиям» (преп. Симеон Новый Богослов. Слово 88.);

— при необходимости забывать о собственном покое и делать все, чтобы помочь братиям в их трудностях и немощах;

Быть равно расположенным к каждому чаду и не иметь предпочтения к кому-нибудь из них: «Твои же тело и душа, не говорю уже о чем-нибудь ином, должны быть разделены равной любовью ко всем духовным сынам и братиям твоим» (преп. Феодор Студит. Письмо к ученику Николаю);

— иметь к братиям любовь, подобную той, какую имеет мать к своим детям (свт. Игнатий (Брянчанинов). О монашестве).

Духовная любовь к братии является надежным основанием для разрешения любых трудностей в братстве (преп. Иоанн Лествичник).

Духовный руководитель призван показывать спасительный путь, предлагать душеполезные средства, помогать проходить духовное поприще в брани, предупреждать об опасности и ограждать, не нарушая при этом произволения брата. Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет о духе и устроении истинного руководителя: «На слова письма твоего: «возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада», ответ мой: «прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу»». (свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем.)

Всякое насилие в духовном руководстве противоречит Духу Священного Предания Церкви. Преподавая совет или заповедь, игумен раскрывает брату и его ответственность пред Богом за то, как он исполнит слова духовного отца; при этом выбор оставляет за учеником. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16,24) – говорит Господь Иисус Христос Своим ученикам. И Свой ответ к вопросившему Его юноше Спаситель начинает словами: «Аще хощеши совершен быти…» (Мф.19,21).

В случаях, когда слова или действия брата не сообразуются с монастырским уставом, являются нарушением монашеских обетов, вызывают соблазн и нестроения среди братии, игумен обязан принять соответствующие меры к исправлению брата и ограждению братства от неблагоприятного влияния.

Как «добрый воевода должен ясно знать состояние и устроение каждого из подчиненных», так и игумену нужно глубоко знать души врученных ему братий (преп. Иоанн Лествичник), «в точности изведывать нравы, страсти и душевные стремления каждого и соглашать с этим свое распоряжение каждым» (свт. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве), «смотреть своими внешними и внутренними очами за братьями, слушать в четыре уха» (преп. Феодор Студит).

Игумену подобает:

— обращать внимание на характеры братий и «обуздывать резвых, ободрять малодушных, поддерживать слабых» (Правила св. Августина), т.е. помогать каждому устранить те препятствия, которые мешают ему приблизиться к Богу;

— верно оценивать силы каждого брата. С одной стороны, он должен постоянно побуждать брата к отсечению своей воли, а с другой – для каждого находить такую меру подвига, чтобы брат оказывал послушание с бодрым духом, без уныния и смущения;

— помнить, что «в монастыре братия не все во всех добродетелях упражняются, но один в одной, другой в другой» и с трудом можно найти «в брате две или три добродетели в одно и то же время; и в этом ничего нет дивного, потому что братия суть уды от части (1 Кор.12, 27)» (преп. Симеон Новый Богослов);

— помогать каждому брату раскрыть в полной мере те духовные дарования, которые ему даны, побуждая его постепенно приобретать и прочие добродетели;

— действовать с духовным рассуждением, применяя различные «припасы для врачебного искусства» (преп. Иоанн Лествичник), стараясь для каждого брата найти то, что полезно ему в данный момент. «Для всякой пищи есть свое время: часто одна и та же пища в некоторых производит усердие, а в других печаль. При сеянии духовного семени должно рассуждать о времени, о лицах, о количестве и качестве семени»(преп. Иоанн Лествичник).

«Монах есть тот, кто на Единого взирает Бога, Бога Единого желает, Богу Единому прилежит, Богу Единому угодить старается» (преп. Феодор Студит). Духовная жизнь монашествующих состоит в постоянном неустанном искании Христа: это внутренний подвиг покаяния, борьбы со своими страстями, стяжание добродетелей. Главный помощник в этом для монашествующего – его духовный отец, игумен.

Помогая братии в достижении главной цели – единения со Христом, игумен стремится научить их:

— исполнению евангельских заповедей, соблюдением которых «поддерживается соединение христианина со Христом» (свт. Игнатий (Брянчанинов));

— хранению монашеских обетов, являющихся особым призванием монашествующих и средством к стяжанию нравственного совершенства. Постижение смысла обетов и возрастание в мере их исполнения является неотъемлемой частью монашеского делания;

— трезвению и борьбе с греховными помыслами, чувствами и желаниями ради достижения бесстрастия и душевной чистоты, по сказанному в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8): сохранению ума чистым и всецело обращенным к Богу при помощи внутреннего внимания и непрестанной молитвы;

— покаянию и исповеданию своих грехов. Духовный отец научает чадо при неизбежных мысленных падениях не впадать в уныние, а немедленно врачевать душу покаянием и смиренным исповеданием согрешения, как призывает свт. Игнатий: «Приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом».

— послушанию и отсечению своей воли как самому могущественному средству в борьбе со страстями. «Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле», отречение же от своей воли «связывает и убивает все страсти» (свт. Игнатий (Брянчанинов)) и приносит монаху истинную свободу в Боге и чистоту сердца;

— хранению благоразумного молчания, которое собирает ум для молитвы и поддерживает в сердце огонь ревности. Молчание помогает монашествующему почувствовать вездеприсутствие Живого Бога и становится предвкушением блаженства будущего века (преп. Исаак Сирин);

— молитве, которая есть истинное «пребывание и соединение человека с Богом» (преп. Иоанн Лествичник). Духовный отец призван научать монахов совершать молитву внимательно, благоговейно, с покаянным чувством, смирением, терпением и благодарностью к Богу, без ожидания особенных благодатных ощущений и быстрых видимых результатов. От молитвы, трезвения и хранения ума рождается внутреннее безмолвие, которое и делает человека истинным монахом. (преп. Феодор Студит). Особое значение для духовного возрастания монашествующего имеет Иисусова молитва, прохождение которой требует внимательного отношения и наставлений со стороны духовного отца.

Более всего духовный отец старается словом и собственным примером воспитать в братии любовь к Богу, стремление к Богообщению, предстоянию перед Богом на всяком месте и во всякое время. Не только во время богослужений или молитвенного правила, но и во время исполнения послушаний ум и сердце монашествующего должны быть устремлены к Богу.

Игумен призван напоминать насельникам, что Бог взирает не только на их труды, но и на внутреннее состояние во время трудов, т.е. на все их помышления и движения души. Послушания являются духовным деланием, соединяющим монашествующего с Богом: «Все, делаемое ради Бога, не маловажно, но велико, духовно и достойно небес» (свт. Василий Великий).

Для пребывания в Богомыслии игумен научает братию:

— совершать краткую молитву вслух или в уме в течение всего дня;

— внутренне молиться и хранить монашеское устроение при общении друг с другом и с внешним миром;

— хранить свою совесть и внутренний мир;

— всячески избегать ропота и осуждения других;

— стремиться к пребыванию в благодарении Богу.

Преп. Феодор Студит в беседах с братией напоминал об их первоначальной ревности и готовности подвизаться и смирять себя при вступлении в монастырь, говорил о ропоте и осуждении как следствиях гордости, о скоротечности земной жизни и увещевал к радостному, терпеливому и бодрому перенесению трудностей и трудов на монашеском пути: «Тот, кто мучается больше других (на послушании), кто зябнет, мокнет, под дождем, жарится на солнце…., пусть и радуется больше» (преп. Феодор Студит).

Большое значение имеет ежедневное поучение братий в Священном Писании и изучение творений святых отцов.

Игумен наставляет братию:

— вспоминать в течение всего дня прочитанное в Священном Писании, приводить на память содержание дневного Апостольского и Евангельского чтения;

— вникать в смысл читаемого при помощи святоотеческих толкований;

— молитвенно обращаться к празднуемым святым и вспоминать их жития;

— упражняться в других благочестивых размышлениях – благодарении Богу, памяти о смерти и о Страшном суде и др., с учетом духовного возраста и устроения каждого брата.

Пребывание в уединенной келейной молитве также способствует преуспеянию братии в Богопознании. Определенное время для душеполезных келейных занятий (чтение, молитва) предусматривается монастырским уставом.

 

Заключение

После революционных событий 1905-1917 гг. и изменения государственного строя монашество и монастыри Русской Православной Церкви подверглись гонениям и физическому уничтожению. Из 1257 монастырей на территории Российской империи (на 1917 г.) к началу 1930-х годов на территории СССР не осталось ни одного монастыря. Однако насельники монастырей продолжали монашескую жизнь в миру. Тайные монашеские общины и отдельные монахи и монахини, проводившие жизнь среди мира, но не по духу мира сего, есть определенный феномен в истории Русской Церкви, характерный для эпохи богоборчества и гонений XX в. Главным значение тайных монашеских общин было то, что они обеспечили непрерывность монашеских традиций и духовного преемства. Основным стержнем жизни таких общин было богослужение, исполнение монашеского устава и молитвенного правила, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Жизнь этих общин строилась на послушании, смирении, любви и непрестанном покаянном предстоянии перед Богом в молитве. Духовное руководство продолжалось и было животворящей силой для монашествующих XX в. На примерах Глинских отцов, старцев Зосимовской пустыни, отдельных подвижников-отшельников, духовных стариц-наставниц становится очевидным, как подвижник, стяжавший постоянным молитвенно-покаянным деланием благодать Святого Духа, по Промыслу Божию становится светильником,путеводящим ко спасению другие души, и корнем духовного древа, соединяющим во Христе людей разных национальностей, разного социального положения и разных поколений.

Получив большую духовную пользу во время проведенной конференции и непосредственного общения с другими участниками, присутствующие поблагодарили Бога и пропели многолетие Святейшему Патриарху Кириллу и всем начальствующим.

 

 

Количество просмотров: (65)

Добавить комментарий