Открытие Иоанно-Предтеченской женской общины, в селе Красном, вблизи г. Соликамска.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Красное, нач ХХ века.

 

По указу Святейшего Синода от 7 июня сего 1891 года за № 3375-м и по Архипастырскому благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Пермского и Соликамского, 29 сентября состоялось открытие Иоанно-Предтеченской женской общины в селе Красном, что близ города Соликамска. Община эта учреждена родными братьями Василием Александровичем и Иваном Александровичем Рязанцевыми, по желанию их родителя Александра Васильевича, умершего в 1889 г. Покойный Александр Васильевич, скончавшийся на 82 г. своей жизни, при современном оскудении веры и благочестия, отличался строгою христианскою жизнию, большую часть которой он провел в паломничестве по святым местам. Посетив все святые места и знаменитые обители родной русской земли, он неоднократно посетил святую гору Афонскую с ея обителями и священную Палестину, где родился, жил, учил и пострадал Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Паломничество свое по святой земле он ознаменовал пожертвованием в новопостроенный на горе Елеонской храм колокола в 300 пудов.

Этот священный памятник, с высоты горы Елеонской, громким своим гласом призывая верных на церковную молитву, возвещает о торжестве христианства и вместе с сим на все времена будет говорить об усердном русском жертвователе с далекого севера, жителе хотя и древнего, но ныне мало известного и небогатого города Соликамска. Передав все торговые и солепромышленные дела своим сыновьям, Александр Васильевич остаток своей жизни посвятил также делам христианского благочестия. Подражая благочестивым своим предкам, украсившим г. Соликамск многими благолепными храмами, он возымел желание поддержать и украсить находящийся вблизи г. Соликамска, в селе Красном, каменный двухэтажный храм в честь Рождества Предтечи Иоанна и св. великомученика Иоанна Воина. Храм этот, замечательный по своей легкой и красивой архитектуре, построен был в 1715 г. солепромышленниками Турчаниновыми, которые, кроме соляных промыслов, имели вблизи Соликамска медилавиленные заводы, памятником существования которых остались на Соликамских колокольнях благозвучные и тяжеловесные колокола, а гармонический звон колоколов Красносельской церкви каждого посетителя приводит в восхищение.

Поэтому все посещающие город Соликамск непременно побывают и в Красном селе, чтобы посмотреть храм, послушать благозвучный звон колоколов и полюбоваться красивым местоположением села Красного. Многие старожилы г. Соликамска помнят еще прекрасный сад около церкви, оранжереи и др. каменные здания, построенные владельцами этой местности Турчаниновыми. Все постройки и здания впоследствии были проданы, разобраны до основания, и материал их употреблен на постройку домов в г. Соликамске.

По превратностям времени и обстоятельств, Красносельский храм оставался с давняго времени без всякой поддержки и, как безприходный, был приписан к Соликамскому собору. Было даже покушение совсем его опустошить. Наследники Турчаниновых, владельцы Сысертских заводов, в Екатеринбургском уезде, вздумали было все церковное имущество и колокола, как свою собственность, перевезти в Сысертский завод: но против этого возстало духовное начальство. Затем, около 1870 г., было другое покушение на Красносельскую церковную собственность. По случаю построения в г. Перми Воскресенской церкви, в память уничтожения крепостной зависимости, строительный комитет, при полном содействии губернской администрации, порешил было отобрать у Красносельской церкви благозвучные колокола для вновь строющагося в г. Перми храма; сделано было уже и распоряжение о снятии их с колокольни: но жители Соликамска возстали на защиту достояния Красносельского храма, обратились с просьбою в Св. Синод, который со своей стороны отклонил задуманную попытку и колокола остаются до сего времени на своем месте, как неотъемлемая собственность Красносельского храма. Этот-то св. храм, приходивший в упадок и которому впоследствии времени предстояло полное разрушение, покойный Александр Васильевич совершенно возобновил и украсил, как подобает дому Божию; а чтобы в нем совершалась служба Божия, он внес на содержание штатного причта капитал в 10400 р., построил дом для помещения священника с псаломщиком и таким образом Красносельский храм с 1887 г., по указу Св. Синода 6 октября 1886 г. за № 6279-м, из приписного сделался самостоятельным, со своим штатным причтом. Возобновив и благолепно украсив этот храм и обезпечив содержание причта при нем, А. В. возымел новую благую мысль – учредить при этом храме женскую общину. Но ему не суждено было исполнить это намерение при жизни. Господь воззвал его в свои небесные, вечные обители. Но его добрые и почтительные сыновья приняли на себя обязанность выполнить намерение почившего своего родителя; его желание сделалось их собственным желанием и они вскоре, после его смерти, приступили к осуществлению воли своего родителя и собственного своего желания.

Заручившись согласием городского общества и постановлением Соликамской городской думы, состоявшимся еще при жизни покойного их родителя, 6 сентября 1885 г. (журнал гор. Думы № 11) об отводе для предполагаемой женской общины усадьбы вблизи Красносельской церкви, в количестве 3 десят. и 1160 с., братья Рязанцевы в 1890 г. вошли к Пермскому епархиальному начальству с прошением, в котором писали, что вполне сочувствуя желанию своего покойного родителя, и в виду того, что в отдаленных от г. Перми в Соликамском и Чердынском уездах есть немало желающих посвятить себя на служение Богу в удалении от мира, под руководством лиц, опытных в духовной жизни и знакомых с правилами и порядками монастырской жизни, они, Рязанцевы, просят Пермское епархиальное начальство исходатайствовать им от Св. Синода разрешение – открыть при Красносельской Иоанно-Предтеченской пригородной церкви женскую общину для доброчестных вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу. На содержание испрашиваемой ими Общины они обязались внеси от себя капитал в 10500 рублей государственными %% бумагами; выстроить каменный корпус для помещения 20 – 25-ти сестер, со всеми необходимыми надворными строениями. А если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они, Рязанцевы, согласны арендовать на 24 года до 15-ти десятин пахотной земли у крестьян Поповского сельского общества, смежного с Красным селом, на что крестьяне изъявляют свое согласие. В общину должны приниматься по преимуществу вдовы и девицы, проживающие в Соликамском и Чердынском уездах.

Причт Красносельской церкви должен безвозмездно исправлять для общины богослужение и все духовные требы; а сестры обязуются, со своей стороны, наблюдать за полною чистотою в храме, за целостию и исправностию ризницы и приготовлять просфоры. Пермское епархиальное начальство к этому заявлению отнеслось с полным сочувствием, и по сношении с губернским начальством о неимении препятствий к учреждению общины, 18 сентября 1890 г. за № 5348-м вошло об этом с ходатайством в Святейший Синод. Руководствуясь Высочайше утвержденным положением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 г., Св. Синод 11октября\7 ноября 1890 г. определил учредить при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину на средства купцов Рязанцевых, согласно с изложенными в их прошении условиями, с наименованием ее Иоанно-Предтеченскою и с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам.

По получении сего указа Пермское епархиальное начальство сообщило об этом начальнику губернии и губернскому правлению, а также Соликамскому полицейскому управлению и городской думе. А благочинному монастырей, настоятелю Соликамского монастыря игумену Тихону, предписано было, по сношению с учредителями общины, назначить день для открытия общины. Но за отлучкою бр. Рязанцевых из Соликамска, открытие не могло состояться до 29-го числа сентября. Согласно желанию учредителей, начальницею новоучрежденной общины указом дух. Консистории определена Вятского Преображенского монастыря манатейная монахиня Ангелина (из послужного ея списка видно, что она: 49 лет, девица, из духовного звания; в мирском звании Александра Мухачева; воспитывалась в Вятском монастыре с малолетства; зачислена в число сестер в 1866 г.; пострижена в монашество 21 февраля 1885 г.; управляла левым хором певчих; в Пермскую епархию принята по определению духовной консистории ноября 6\10 ч. 1890 г.), которой поставлено в обязанность в управлении общиной руководствоваться правилами и порядками монастырской жизни, принятыми в Пермском Успенском женском монастыре. На первое время в общину поступило 18 сестер: недостаток помещения не дозволяет принимать всех желающих поступить в общину, пока не будет построен корпус, для которого заготовлен нужный материал и даже выкопаны рвы. Из среды наличных сестер составился уже хороший певческий хор под управлением самой начальницы, оказавшейся весьма опытною в управлении певческим хором. Ко дню открытия общины из г. Перми прибыли в Соликамск благочинный монастырей игумен Тихон и Пермского Успенского женского монастыря протоиерей Гр. Остроумов.

По предварительном извещении жителей города, накануне открытия, т.е. в 28-е число сентября, в нижнем храме в честь мученика Иоанна Воина, в 4 часа по полудни, после малой вечерни, отслужен был молебен (параклисис) Божией Матери и Предтече Иоанну. В 6 часов началось всенощное бдение: на литию и полиелей выходил градо-Соликамский протоиерей Петр Киселев с игуменом Тихоном, протоиереем Гр. Остроумовым, иеромонахом Григорием и местным священником М. Пинегиным. В день открытия, 29 сентября, во время перезвона перед литургиею, совершено было водоосвящение. Литургия совершена была соборне вышеозначенными священнослужителями; на правом клиросе пели сестры общины, а на левом певчие из города; храм был наполнен молящимися. По окончании литургии в городских церквах все городские священники собрались в собор и отсюда отправились в Красное село с крестным ходом; на пути к нему присоединился крестный ход из Свято-Троицкого мужского монастыря в сопровождении монастырской братии. На литургии, в обычное время, протоиереем Гр. Остроумовым произнесено было слово, приличное случаю, в память покойного учредителя общины Александра Васильевича и в назидание сестрам новооткрытой обители. После литургии, перед началом молебна, благочинным монастырей игуменом Тихоном прочитан был указ Святейшаго Синода об утверждении Красносельской Иоанно-Предтеченской женской общины и полученная пред началом литургии телеграмма от Его Преосвященства, в которой Архипастырь, преподавая свое святительское благословение на торжество открытия общины, призывал благословение Божие на ея учредителей, на начальницу с ея сестрами и на всех участвующих при торжестве открытия новой обители.

После этого совершено было благодарственное Господу Богу молебствие, с коленопреклонением при чтении благодарственной молитвы. По произношении обычного многолетия Государю Императору и Всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Архипастырю, учредителям новооткрытой общине и начальнице ея с сестрами; возглашена было вечная память и главному учредителю общины, в Бозе почившему рабу Божию Александру. Вслед за молебном кругом храма и всей усадебной земли, отведенной общине от города, совершен был общий крестный ход с принесенными из города св. иконами и при участии всего городского духовенства и, по совершении этого хода, все присутствовавшие в храме богомольцы из города и окрестностей отправились из села Краснаго в город за крестным же ходом. Так, по благословению нашего Архипастыря, началось и совершилось открытие новой Иоанно-Предтеченской женской общины в Красном селе, вблизи г. Соликамска. Желаем от всей души, чтобы этот новый духовный приют для жен и дев, желающих посвятить себя на служение Богу, достигал своего высокаго назначения, и чтобы все имеющия жить в нем сестры достигали своего спасения, пребывая в молитве, разделяя общий труд и преуспевая в христианском смирении. Ко всему этому нельзя не присовокупить того, чтобы все недостатки и нужды в новооткрытой обители сестры ея восполняли неустанными своими трудами и, возлагая свою надежду на Бога, не прибегали к сборам, для которых в таком множестве разсылаются по всем русским городам монашествующия и что возбуждает справедливыя жалобы в обществе. Мы, со своей стороны, посоветовали бы всем настоятельницам монастырей пожалеть своих сестер-сборщиц и подумать о том, что они видят и слышат, обходя базары, харчевни и даже питейные заведения, чтобы получить от пьяного жертвователя ничтожную подачу. Конечно, хорошо и необходимо заботиться о благоустройстве обителей, но достигать этого, даже и при всей необходимости, нужно не путем назойливых сборов, а с привлечением жертвователей, чтобы последние сами стремились сюда со своими пожертвованиями.

Древния обители удалялись от людей в леса и пустыни; но люди сами бежали за ними и окружали их целыми городами и селениями, потому что в иноческих обителях видели для себя пример всего истинно высокого, которому, по возможности, и старались подражать в своей жизни. Здесь все посещающие учились благоговейной молитве, строгому воздержанию, любви к ближним, кротости, смирению и всем другим христианским добродетелям. Здесь православный русский народ видел добровольную нищету, скудость во всем и сам научался безропотному перенесению всяких лишений. В обители преподобного Сергия не было иной одежды, кроме рубищ; часто не оказывалось и куска черствого хлеба, самое богослужение, вместо восковых свеч, совершалось с лучиною; но преп. Сергий не посылал свою братию за сборами и подаяниями, и Господь посылал к ним благотворителей, которые сами доставляли все нужное для обители. Вот лучший и истинно богоугодный способ к благоустройству иноческих обителей.

Православный русский народ любил и любит монастыри и, как ни беден, но, подобно евангельской вдовице, несет сюда свои последние трудовые гроши. Пусть же он встречает в любимых им обителях родной привет, назидание и утешение; пусть видит здесь пример христианского благочестия и научается всему доброму при современном оскудении веры и благочестия и при упадке нравственности. В этом состоит значение монастырей в отношении к обществу; в этом будет их великая заслуга; это привлечет к ним все сословия и составит их истинную славу.

Протоиерей Г. Остроумов

Пермские Епархиальные Ведомости

№21, 1891 г.

Количество просмотров: (24)

Добавить комментарий