Девятая Пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья

8 июня 2018 года, впервые за сто лет, в центральном соборе Соликамска — Свято-Троицком — прошла Божественная литургия. Службу возглавил архиепископ Соликамский и Чусовский Зосима. Событие абсолютно грандиозное и исторически значимое для населения города, который готовится встретить 600-летний юбилей.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Традиции празднования дополнились проведением крестного хода вокруг всех церквей, а с начала XIX века на Девятую пятницу по Пасхе в Соликамске стали проводить и ярмарку. Долгое время этот день оставался в забвении, но теперь в сознании горожан окончательно вернулся дух и смысл праздника. Обретение победы, устремление к возрождению города — эти исторически сформированные чувства актуальны для соликамцев и сегодня.

С момента образования Соликамской епархии 14 марта 2014 года её духовный центр стал местом, объединяющим жизнь соседних районов. По инициативе архиепископа Зосимы в епархии осуществляются новые формы общения и работы с прихожанами и людьми, интересующимися православной духовной культурой: конференции, конкурсы, фестивали. К примеру, Фестиваль православного песнопения, который в Соликамске проводится во второй раз. И теперь он обрёл свой день – день Девятой пятницы по Пасхе. В этом году он прошел в стенах Свято-Троицкого собора. Сегодня собор находится в стадии реставрации. Работы ведутся исключительно на пожертвования частных лиц: установлены новые купола, отремонтированы наружные стены.

Ныне горожане и гости города стали очевидцами уникального события. Над западным крыльцом была установлена мозаичная икона Святой Троицы. Трехсотлетний собор на наших глазах просыпается от забвения, обновляется, становится краше и величественнее, с радостью встречая прихожан.

Количество просмотров: (1)

Добавить комментарий